Типы документов



Решение Ивановского областного суда от 24.03.2023 по делу N 3а-9/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующим в части Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 N 59-э/1> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2023 г. по делу в„– 3а-9/2023

УИД 37OS0000-01-2022-000200-53

город Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Алексеевой К.В.,
при секретаре С.И.,
с участием прокурора Хохловой А.П.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Тепло-город" - С.Л.,
представителей административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - М.Е., К.О., К.Е.,
представителей заинтересованного лица АО "ЭнергосбыТ Плюс" - Н.Т., Т.А., С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепло-город" о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27 декабря 2021 года в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в редакции от 14 октября 2022 года,

установил:

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, в котором с учетом дополнений от 28.12.2022 и от 02.02.2023 просит признать не действующим с момента принятия постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в редакции постановления Департамента от 14.10.2022 в„– 40-э/4 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в части строки в„– 1 Приложения в„– 1 к указанному постановлению.
Требования мотивированы тем, что вышеуказанным постановлением от 27.12.2021 в„– 59-э/1 установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии (далее также ГП), поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке с разбивкой по тарифным группам потребителей согласно приложению к нему. Установленные им сбытовые надбавки действуют с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Постановление официально опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области 30.12.2021.
Впоследствии постановлением от 14.10.2022 в первоначальный текст постановления от 27.12.2021 были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.11.2022 сбытовые надбавки по строке 1 (Ивановский филиал АО "ЭнергосбыТ Плюс") были изменены в сторону значительного увеличения в сравнении с ранее действующей редакцией.
Постановление в оспариваемой редакции было опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области 21.10.2022.
Между административным истцом и ГП АО "ЭнергосбыТ Плюс" заключен договор энергоснабжения в„– от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком административному истцу электрической энергии (мощности).
Поскольку в состав платы по договору в силу содержания п. 88 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", а также в силу содержания п. 4 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)", входят сбытовые надбавки гарантирующего поставщика, в данном случае в размере, установленном оспариваемым постановлением Департамента, административный истец является субъектом отношений, регулируемых его положениями.
Общество полагает, что произведенный Департаментом расчет необходимой валовой выручки (далее НВВ) в части включения Ивановскому филиалу АО "ЭнергосбыТ Плюс" в состав экономически обоснованных расходов ГП расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги, является незаконным, поскольку в соответствии с п. 28(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее Основы ценообразования), п. 77 Методических указаний в„– 1554/17, с 13.09.2020 не допускается включение таких расходов в состав экономически обоснованных, при том, что ГП фактически не подтвержден размер таких расходов как того требуют положения п. 7 Основ ценообразования.
Также административный истец указывает, что не подлежит включению в состав НВВ переменный компонент эталона затрат на обслуживание заемных денежных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности) из максимального размера доли выручки от продажи электрической энергии потребителям (сетевым организациям), используемой для определения величины достаточного оборотного капитала, равного 1/12, как это заявлено ГП, поскольку экономическая обоснованность заявленной доли не подтверждена, что в свою очередь не отвечает требованиям п. 2 Основ ценообразования.
При этом, по мнению Общества, Департаментом в нарушение п. 7 Основ ценообразования во взаимосвязи с содержанием п. 65 указанного документа, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 в„– 2306, которым признан утратившим силу абз. 15 п. 65, по смыслу которых при определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов ГП при установлении сбытовых надбавок не запрещается учитывать отклонение фактических расходов ГП от эталонов затрат ГП, необоснованно не были исключены из НВВ Ивановского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" на 2022 год учтенные при установлении сбытовых надбавок на 2020 год, но фактически не понесенные ГП расходы в части постоянных и переменных компонентов эталонов затрат в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно.
В иске указано, что административный ответчик при пересмотре сбытовых надбавок в сторону увеличения на основании решения ФАС России от 25.07.2022 допустил нарушение п. 33 Методических указаний в„– 1554/17, включив в ННВ расходы при пересмотре сбытовых надбавок ГП Ивановского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" на 2022 год, начиная с 01.11.2022, тогда как иных периодов, кроме полугодий финансового года, Методические рекомендации не содержат. Такой подход Департамента привел к значительному росту сбытовых надбавок в период ноябрь - декабрь 2022 года, а соответственно и к нарушению баланса экономических интересов поставщика и Общества как потребителя электрической энергии.
Определением судьи о подготовке дела к судебному заседанию от 29.12.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО "ЭнергосбыТ Плюс".
Протокольным определением суда от 19.01.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФАС России.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Тепло-город" - С.Л., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что их сторона не согласна с оспариваемым постановлением Департамента в части пересмотра сбытовых надбавок ГП АО "ЭнергосбыТ Плюс" в соответствии с решением ФАС России от 25.07.2022, а также со сроком, установленным административным ответчиком, в течение которого гарантирующий поставщик должен "дособрать" сбытовые надбавки в установленном размере. Считала незаконным оспариваемое постановление и по вопросу необоснованного неисключения из НВВ Ивановского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" на 2022 год сбытовых надбавок на 2020 год в размере фактически не понесенных ГП расходов в части постоянных и переменных компонентов эталонов затрат в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно.
Представители административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - его руководитель М.Е., действующая на основании приказа о назначении на должность, К.О., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, К.Е., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, не имеющая высшего юридического образования, в судебном заседании требования административного истца признали, просили их удовлетворить, представив соответствующее заявление в письменном виде. Пояснили, что они разделяют позицию административного истца, а издание Департаментом оспариваемого постановления обусловлено решением ФАС России от 25.07.2022, принятого по результатам урегулирования разногласий между АО "ЭнергосбыТ Плюс" и Департаментом по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике на 2022 год, в соответствии с которым органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике было предписано в срок до 01.09.2022 пересмотреть сбытовые надбавки гарантирующего поставщика АО "ЭнергосбыТ Плюс", установленные на 2022 год, на основании п. п. 3 и 4 указанного решения ФАС России.
Согласно постановлению Департамента от 12.08.2022 в„– 30-э/1 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" новые сбытовые надбавки для указанного гарантирующего поставщика подлежали применению с 01.09.2022. Кроме того, действующим на тот момент федеральным законодательством увеличение тарифов в сфере электроэнергетики было предусмотрено только 1 раз в год - с 1 июля. Таким образом, решение ФАС России от 25.07.2022 было исполнено в полном объеме и в установленный срок - до 01.09.2022. Сбытовые надбавки ГП были рассчитаны Департаментом на 2022 год (с разбивкой по полугодиям) в соответствии с требованиями раздела IV Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 в„– 1554/17.
Однако решением ФАС России от 21.09.2022 был установлен новый срок исполнения его решения от 25.07.2022. Так, Департаменту было предписано пересмотреть сбытовые надбавки указанного ГП таким образом, чтобы учет экономически обоснованных расходов в соответствии с решением ФАС России от 25.07.2022 был произведен органом регулирования полностью в 2022 году, начиная с 01.09.2022.
Иными словами, решением ФАС России от 21.09.2022 Департаменту было предписано пересмотреть в сторону увеличения сбытовые надбавки для Ивановского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" на 2022 год таким образом, чтобы ГП за период с 01.09.2022 по 31.12.2022 собрал по таким сбытовым надбавкам в полном объеме дополнительно учтенные Департаментом во исполнение решения ФАС России от 25.07.2022 средства в размере <данные изъяты>.
Письмом от 30.09.2022 (исх. N) Департаментом в адрес ФАС России было направлено ходатайство о внесении изменений в резолютивную часть решения от 21.09.2022 в части срока, в течение которого ГП должны быть собраны вновь установленные сбытовые надбавки, составившего 2 месяца (с 01.11.2022 по 31.12.2022), исходя из их размера <данные изъяты>. Департамент в своем ходатайстве обращал особое внимание ФАС России на то, что включение при пересмотре сбытовых надбавок ГП данных расходов с 01.11.2022 приведет к значительному росту сбытовых надбавок на оставшийся период 2022 года, возможной негативной реакции конечных потребителей, в том числе с учетом планов Правительства Российской Федерации по переносу сроков индексации и установления регулируемых цен (тарифов) на 2023 год, дисбалансу по приросту величин сбытовых надбавок в следующих периодах регулирования. Кроме того, в отсутствие методической базы по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика по каким-либо периодам, отличным от полугодий финансового года, могут возникнуть дополнительные разногласия по их расчету.
Письмом от 06.10.2022 в„– в„– ФАС России было принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства Департамента от 30.09.2022.
Таким образом, 14.10.2022 административным ответчиком во исполнение решения ФАС России от 21.09.2022 было принято решение о повторном пересмотре сбытовых надбавок ГП АО "ЭнергосбыТ Плюс" с 01.11.2022, результатом которого явилось постановление Департамента от 14.10.2022 в„– 40-э/4, указанное выше.
В судебном заседании представители заинтересованного лица АО "ЭнергосбыТ Плюс" - Н.Т., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, Т.А., С.П., действующие на основании надлежащим образом оформленной доверенности, не имеющие высшего юридического образования, возражали против удовлетворения требований административного истца по основаниям, подробно изложенным в письменных возражениях, суть которых сводится к тому, что Департамент искажает базовые понятия и положения Основ ценообразования в„– 1178, а также Методических указаний в„– 1554/17.
Так, Департамент, применяя корректировку фактических значений компонентов затрат, не учитывает то, что согласно Графику поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП, утвержденному указом Губернатора Ивановской области в„– 122-уг от 31.12.2019, доля эталонной выручки АО "ЭнергосбыТ Плюс" (до 01.01.2020 ООО "ЭСК Гарант") в 2020 году, составляла 95%, а доля экономически обоснованных затрат при формировании НВВ ГП на 2020 год составляла 5%.
При определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов ГП не учитывается отклонение фактических расходов от эталонов затрат ГП в доле, соответствующей доле эталонной выручки ГП в совокупной величине НВВ. То есть, корректировка утвержденных значений эталонной выручки на величину фактической экономии или перерасхода утвержденных значений эталонной выручки на величину фактической экономии или перерасхода средств согласно абз. 15 п. 65 не допускается. В доле, соответствующей доле выручки, определенной методом экономически обоснованных затрат корректировка возможна. Следовательно, определяя величину выпадающих (излишне полученных) доходов ГП за 2020 год в НВВ 2022 года, Департамент должен применить долю 5% к отклонению фактических расходов от утвержденных.
Принятие Правительством Российской Федерации постановления в„– 2306 от 16.12.2021, которым абз. 15 п. 65 Основ ценообразования был признан утратившим силу, не отменяет его действия в отношении предшествующих периодов, поскольку: 1) данный нормативный правовой акт принят в связи с окончанием переходного периода доведения НВВ ГП до 100% эталонных затрат, что в принципе исключает возможность корректировки фактической экономии или перерасхода средств ГП в последующих периодах; 2) разногласия с Департаментом касаются периода 2020 года, когда действовал график поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП, утвержденный указам Губернатора, а абз. 15 п. 65 Основ ценообразования не был признан утратившим силу.
Также заинтересованное лицо указывает, что административный ответчик, осуществляя корректировку переменного компонента эталона затрат на обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности), нарушает п. п. 23, 40, 51 Методических указаний. Орган регулирования не принимает долю, определенную в заявке гарантирующего поставщика, и производит корректировку по данной статье, необоснованно занижая плановую величину заемных средств, тогда как такие расходы должны учитываться в величине эталонной выручки ГП в силу вышеприведенных пунктов Методических указаний.
При этом заинтересованное лицо обращало внимание суда на то, что Департаментом было издано постановление от 17.11.2022 в„– 50-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области", вступившее в законную силу на дату подачи настоящего административного иска. Согласно указанному постановлению период действия сбытовой надбавки установлен с 01.12.2022 по 31.12.2023, а с 01.12.2022 признаны утратившими силу постановления Департамента от 27.12.2021 в„– 59-э/1, от 14.01.2022 в„– 2-э/1, от 12.08.2022 в„– 30-э/1, от 14.10.2022 в„– 40-э/4. Таким образом, административный истец с учетом содержания ч. 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) обратился в суд с настоящим административным иском за пределами срока действия нормативного акта, то есть рассмотрение настоящего спора по существу будет идти в разрез с положениями нормы права.
Общество указывало, что признание административным ответчиком настоящего иска фактически направлено на преодоление решений ФАС России от 25.07.2022 и от 21.09.2022, тогда как в случае несогласия с ними Департаменту следовало обратиться за их обжалованием в арбитражный суд.
Заинтересованное лицо ФАС России, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ, что подтверждается соответствующим документами, имеющимися в нем, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, представило отзыв, в котором, в том числе просило разрешить спор в его отсутствие.
Из отзыва ФАС России и дополнений к нему следует, что оспариваемое постановление Департамента было вынесено во исполнение решения ФАС России от 21.09.2022 в„– в„– об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 25.07.2022 в„– о частичном удовлетворении требований АО "ЭнергосбыТ Плюс", указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом, возникших при установлении постановлением Департамента от 14.01.2022 в„– 2-э/1 сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для указанного Общества на 2022 год.
В соответствии с п. п. 3, 4 резолютивной части решения ФАС России от 25.07.2022 были признаны экономически обоснованными расходы Общества по статьям затрат "Постоянный компонент эталона затрат на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки электрической энергии (мощности)) различными способами на 2022 год" и "Постоянный компонент эталона затрат на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки электрической энергии (мощности)) различными способами на 2020 год" в общей сумме <данные изъяты>.
Департаменту также необходимо было провести дополнительный анализ расходов Общества по статьям затрат "Переменный компонент эталона затрат на обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности)", "Расчетная предпринимательская прибыль".
В соответствии с п. 5 резолютивной части указанного решения ФАС России Департаменту было необходимо пересмотреть сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО "ЭнергосбыТ Плюс", установленные на 2022 год, с учетом вышеупомянутых пунктов решения ФАС России.
Решением ФАС России от 21.09.2022, принятым на основании п. 25 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 в„– 533, установлен новый срок исполнения Решения ФАС России от 25.07.2022 - 01.11.2022, поскольку Департаментом не был исполнен п. 5 резолютивной части решения.
Письмом от 19.10.2022 исх. в„– Департамент в адрес ФАС России направил информацию об исполнении решения ФАС России от 21.09.2022, в том числе копию оспариваемого постановления.
По результатам анализа представленных Департаментом материалов, ФАС России установлено, что его решение исполнено.
Заинтересованное лицо считает несостоятельной применительно к настоящему спору ссылку административного истца на положения п. 7 Основ ценообразования, позволяющие учитывать экономически обоснованные расходы регулируемой организации при установлении тарифов на последующие периоды, поскольку указанные положения регламентируют порядок корректировки НВВ по результатам анализа органом регулирования фактических результатов деятельности регулируемой организации за истекший период.
Вместе с тем ООО "Тепло-город" не учитывает содержание ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также содержание п. 7 Правил государственного регулирования (пересмотр, применение) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178.
Из системного толкования вышеуказанных положений нормативных правовых актов следует, что, если ФАС России принимает по результатам рассмотрения досудебного спора решение обязательное для исполнения органом регулирования и, направленное на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, то регулируемые государством цены (тарифы) подлежат пересмотру до окончания срока их действия и, соответственно, могут быть введены в действие не с начала очередного года и на срок менее 12 месяцев.
Также ФАС России просило суд учесть, что ее решение не было обжаловано Департаментом в судебном порядке. Напротив, при рассмотрении дела в„– об административном правонарушении по факту совершения установленных решением ФАС России нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, возбужденного в отношении начальника Департамента, указанное должностное лицо согласилось с фактом допущенных нарушений при установлении сбытовых надбавок ГП электрической энергии для АО "ЭнергосбыТ Плюс" на 2022 год, в связи с чем антимонопольным органом было учтено данное обстоятельство как смягчающее административную ответственность (раскаяние лица, совершившего административное правонарушение).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и принимавших участие в судебном заседании, учитывая содержание письменных возражений заинтересованного лица ФАС России, а также заключение прокурора Хохловой А.П., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе материалы тарифного дела, суд приходит к следующему.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируется Главой 21 КАС РФ.
В силу положений ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соблюдены ли форма и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Между административным истцом и ГП АО "ЭнергосбыТ Плюс" заключен договор энергоснабжения в„– от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является продажа ГП электрической энергии (мощности) административному истцу.
Поскольку в состав платы по договору в силу содержания п. 88 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", а также в силу содержания п. 4 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)", входят сбытовые надбавки гарантирующего поставщика, в данном случае в размере, установленном оспариваемым постановлением Департамента в соответствующей редакции, административный истец является субъектом отношений, регулируемых его положениями, соответственно имеет право на защиту своих интересов в судебном порядке путем подачи настоящего административного иска.
Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченным на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178, а также Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 в„– 1554/17 (далее Методические указания).
Согласно ч. 3 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на розничных рынках подлежат, в том числе сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Установление сбытовых надбавок ГП относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике).
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 в„– 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, в соответствии с п. п. 1.1, 3.1.1 которого указанный Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных настоящим Положением, в полномочия которого входит, в том числе утверждение цен (тарифов), указанных в ст. 23.1 Закона об электроэнергетике.
В соответствии с п. п. 8, 12, 17, 22, 35 Правил регулирования цен (тарифов) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в орган регулирования предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
01.10.2020 ООО "ЭСК Гарант" прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к АО "ЭнергосбыТ Плюс".
Пунктом 2 ст. 58 ГК РФ предусмотрено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Таким образом, с 01.10.2020 АО "ЭнергосбыТ Плюс" является правопреемником ООО "ЭСК Гарант" по всем правам и обязанностям.
В соответствии с постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в„– 20-гп/1 от 05.06.2020 АО "ЭнергосбыТ Плюс" присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО "ЭСК Гарант".
30.04.2021 АО "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об установлении сбытовых надбавок ГП необходимых для осуществления Обществом функций ГП на территории Ивановской области на 2022 год. Вместе с заявлением организацией представлены обосновывающие документы.
Органом тарифного регулирования 11.05.2021 открыто тарифное дело, результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении от 27.12.2021.
На основании представленных заявителем материалов и указанного экспертного заключения на заседании правления Департамента 27.12.2021 принято решение об установлении сбытовых надбавок и в этот же день вынесено постановление в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области", текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 35 Правил, ст. 2 Закона Ивановской области от 23.11.1994 в„– 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" размещен на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 30.12.2021.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в„– 2-э/1 от 14.01.2022 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в целях устранения технической ошибки внесены изменения в постановление от 27.12.2021 (уточнено содержание строки в„– 1 приложения в„– 1 к данному постановлению). Оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022. Указанное постановление было опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области, указанном выше, 19.01.2022.
АО "ЭнергосбыТ Плюс", не согласившись с величиной НВВ в размере <данные изъяты>, установленной Департаментом в постановлении от 27.12.2021 в редакции от 14.01.2022, обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) на 2022 год, в котором считала экономически обоснованной величину НВВ в размере <данные изъяты>.
Решением ФАС России от 25.07.2022 (резолютивная часть объявлена 14.07.2022) Департамент энергетики и тарифов Ивановской области признан нарушившим п. п. 65, 65 (2) Основ ценообразования, п. п. 12, 23, 24, 43, 54 Методических указаний. Указанным решением частично удовлетворены требования Общества, а именно признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении сбытовых надбавок ГП электрической энергии для АО "ЭнергосбыТ Плюс" на 2022 год расходы по статьям затрат:
- "Постоянный компонент эталона затрат на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергосбережения (купли-продажи (поставки электрической энергии (мощности)) различными способами на 2022 год" в размере <данные изъяты> (дополнительному к учету подлежат средства в размере <данные изъяты>);
- "Постоянный компонент эталона затрат на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки электрической энергии (мощности)) различными способами на 2020 год" в размере <данные изъяты> (дополнительному учету подлежат средства в размере <данные изъяты>).
Совокупному дополнительному учету подлежат средства в размере <данные изъяты> (п. 3 решения).
Департаменту указано на необходимость произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно п. 23 Правил регулирования в„– 1178 и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по статье затрат "Переменный компонент эталона затрат на обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности)", "Расчетная предпринимательская прибыль" (п. 4 решения), а также в срок до 01.09.2022 пересмотреть сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО "ЭнергосбыТ Плюс", установленные на 2022 год, на основании п. 4 и 3 указанного решения. Кроме того Департаменту указано на необходимость в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) сбытовых надбавок указанного ГП на 2022 год письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения, принятие которого предписано настоящим решением ФАС России;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;
- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для Общества сбытовых надбавок, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.
Во исполнение решения ФАС России от 25.07.2022 Департаментом 02.08.2022 внесены изменения в экспертное заключение по расчету сбытовых надбавок указанного ГП на 2022 год от 27.12.2021 года, принято соответствующее решение о пересмотре сбытовых надбавок и 12.08.2022 вынесено постановление в„– 30-э/1 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области", в соответствии с которым новые сбытовые надбавки подлежали применению с 01.09.2022 и были разбиты по полугодиям как то предписано требованиями раздела IV Методических указаний в„– 1554/17.
Соответствующие документы об исполнении решения ФАС России были направлены в указанный орган. После их получения решением ФАС России от 21.09.2022 Департаменту было предписано пересмотреть сбытовые надбавки указанного ГП таким образом, чтобы учет экономически обоснованных расходов в соответствии с решением ФАС России от 25.07.2022 был произведен органом регулирования полностью в 2022 году, начиная с 01.09.2022, то есть, установлен иной период, в течение которого ГП за счет увеличения его сбытовых надбавок на 2022 год должен их собрать, а именно период с 01.09.2022 по 31.12.2022. При этом Департаменту был установлен новый срок исполнения решения ФАС от 25.07.2022 - до 01.11.2022.
Для целей исполнения решения ФАС России от 21.09.2022 Департаментом 14.10.2022 внесены изменения в экспертное заключение по расчету сбытовых надбавок ГП электрической энергии АО "ЭнергосбыТ Плюс" на 2022, принято соответствующее решение об изменении размера сбытовых надбавок гарантирующего поставщика исходя из нового срока, в течение которого они должны быть собраны гарантирующим поставщиком, без изменения их общего размера, определенного решением ФАС России от 25.07.2022, а также принято постановление в„– 40-э/4 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующего поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области". Указанное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.11.2022, опубликовано в установленном законом порядке на официальном сайте Правительства Ивановской области 21.10.2022.
Правомочность органа, принявшего оспариваемое постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного заседания не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Разрешая требования административного истца об исключении из НВВ ГП на 2022 год расходов по постоянным компонентам эталонов затрат на оплату труда, содержание помещений, печать и доставку документов, организацию работы колл-центров, организацию сбора и обработки показаний приборов учета в общем размере <данные изъяты>, а также расходов по переменным компонентам эталонов затрат на уплату процентов по заемным средствам и расходов на формирование резерва по сомнительным долгам в размере <данные изъяты>, фактически не понесенных в 2020 году, суд не может признать их обоснованными ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 в„– 863 были внесены изменения в отдельные законодательные акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов. В частности, внесены изменения в Основы ценообразования, в том числе в структуру (составляющие) нерегулируемых цен.
Как следует из содержания п. 2 Основ ценообразования, закрепляющего основанные понятия, в него указанным постановлением были добавлены такие понятия как:
"эталон затрат гарантирующего поставщика" - экономически обоснованная удельная величина затрат, связанная с осуществлением регулируемой деятельности в качестве гарантирующего поставщика, определяемая методом сравнения аналогов, устанавливаемая по статьям расходов;
"эталонная выручка гарантирующего поставщика" - необходимая валовая выручка организации, осуществляющей деятельность в качестве гарантирующего поставщика, определяемая методом сравнения аналогов на основе эталонов затрат гарантирующего поставщика.
При этом в данном пункте до принятия постановления Правительства Российской Федерации в„– 863 и после принятия такового содержалось и в настоящее время содержится понятие НВВ - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода.
Согласно п. 65 Основ ценообразования с учетом содержания внесенных в него изменений вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации в„– 863, величина сбытовой надбавки ГП устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми ФАС.
При определении НВВ ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой:
- экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее регулируемой деятельности в качестве ГП по соответствующим группам (категориям) потребителей и определяемые методом экономически обоснованных затрат;
- эталонная выручка ГП;
- неподконтрольные расходы ГП, включающие амортизацию основных средств, налоги, капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой ГП, расходы на выполнение предусмотренных п. 5 ст. 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" обязанностей ГП по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям, включая расходы на обслуживание привлекаемых на такие цели заемных средств в размере, не превышающем величину, рассчитанную исходя из установленной Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки, увеличенной на 4 процентных пункта, которые в части мероприятий по организации коммерческого учета не должны превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с нормативами предельного объема финансовых потребностей и правилами заполнения форм раскрытия информации;
- выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования;
- недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.
При этом содержание п. 65 Основ ценообразования был дополнен абз. 12 - 16, согласно которым:
- если необходимая валовая выручка ГП на 2018 год или последующие годы, рассчитанная методом экономически обоснованных затрат, превышает эталонную выручку ГП на соответствующий год, то доведение НВВ ГП до эталонной выручки ГП осуществляется в течение 2 лет. При этом в первый год доля эталонной выручки ГП в совокупной величине НВВ ГП составляет 1/2 и доля НВВ ГП, определяемой методом экономически обоснованных затрат, - 1/2. Во второй год НВВ ГП определяется в размере эталонной выручки ГП (абз. 12);
- если эталонная выручка ГП на 2018 год превышает НВВ, рассчитанную методом экономически обоснованных затрат, то эталонная выручка (НВВ) ГП с использованием метода сравнения аналогов определяется путем поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки ГП. График поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предусматривает ежегодное увеличение доли эталонной выручки ГП в совокупной величине НВВ ГП в течение (не более) 4 лет, начиная с 2018 года (абз. 13);
- если график поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не утвержден, то расчет сбытовых надбавок ГП осуществляется исходя из эталонной выручки ГП, определенной методом сравнения аналогов (абз. 14);
- при определении эталонной выручки (НВВ) ГП с использованием метода сравнения аналогов при определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов ГП не учитывается отклонение фактических расходов от эталонов затрат ГП в доле, соответствующей доле эталонной выручки ГП в совокупной величине эталонной выручки (НВВ), определяемой в соответствии с графиком поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП (абз. 15);
- график поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП формируется исходя из индекса изменения совокупной величины эталонной выручки (НВВ), составляющего величину не менее величины индекса потребительских цен, увеличенной на 4 процентных пункта, ежегодно (абз. 16).
При этом из его содержания следует, что эталонная выручка гарантирующего поставщика определяется методом сравнения аналогов, предусматривающим в том числе нормирование затрат по статьям расходов, в порядке, установленном методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов с учетом положений пункта 65(2) настоящего документа.
Таким образом, порядок расчета величины сбытовой надбавки, введенный п. 65 основ ценообразования, предусматривает, что в течение переходного периода (начиная со 2 полугодия 2018 года) расчет НВВ ГП осуществляется органами регулирования тарифов с использованием 2-х методов - метода сравнения аналогов и метода экономически обоснованных затрат.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в„– 863 Основы ценообразования дополнены п. 65(2), согласно которому, в том числе эталонная выручка ГП рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из:
- эталонов затрат ГП, установленных в зависимости от масштаба, территориальных и иных параметров деятельности ГП в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми ФАС;
- количества точек поставки на розничном рынке по группам (подгруппам) потребителей и сетевым организациям с учетом данных, предоставленных ГП и сетевыми организациями, определяемого в порядке, установленном методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов;
- прогноза объемов потребления электрической энергии (мощности) по группам (подгруппам) потребителей и прогноза объемов потерь сетевых организаций, сформированных на основании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности);
- цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям (сетевым организациям), которые определяются в порядке, установленном методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов;
- величины неподконтрольных расходов ГП.
Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов устанавливаются значения эталонов затрат ГП отдельно для следующих групп (подгрупп) потребителей:
- население, проживающее в городских населенных пунктах;
- население, проживающее в сельских населенных пунктах;
- исполнители коммунальных услуг;
- иные потребители, приравненные к населению;
- прочие потребители с максимальной мощностью принадлежащих им энергопринимающих устройств менее 670 кВт;
- прочие потребители с максимальной мощностью принадлежащих им энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт;
- прочие потребители с максимальной мощностью принадлежащих им энергопринимающих устройств не менее 10 МВт;
- сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии.
Значения эталонов затрат ГП для каждой из групп (подгрупп) потребителей устанавливаются в методических указаниях по расчету сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов в виде следующих компонентов:
- переменные - в процентах от валовой выручки ГП от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе потребителей, величина которых зависит от стоимости поставляемой электрической энергии (мощности), отражающие следующие статьи расходов: расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей) электрической энергии (мощности), включающие в том числе просроченную задолженность предыдущих лет, учитываемые исходя из процентной ставки, не превышающей средневзвешенной ключевой ставки, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации значений ключевой ставки на базовый период регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта (при этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина не более 1/12 части валовой выручки от продажи электрической энергии каждой группы потребителей за базовый период регулирования), расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в размере 1,5% от валовой выручки от продажи электрической энергии потребителям, при этом по заявлению ГП расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5%;
- постоянные - в рублях на одну точку поставки на розничном рынке, отражающие следующие статьи расходов: расходы на оплату труда, на содержание помещений, на печать и доставку документов, на колл-центры, на организацию сбора и обработки показаний приборов учета (в том числе на эксплуатацию автоматизированных информационно-измерительных систем учета ресурсов и передачи показаний приборов учета), на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) различными способами, в том числе непосредственно ГП без оплаты комиссии, на накладные расходы.
Расходы на создание и развитие автоматизированных информационно-измерительных систем учета ресурсов и передачи показаний приборов учета учитываются при установлении сбытовых надбавок ГП на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы гарантирующего поставщика в порядке, установленном методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов. К инвестиционным проектам, включаемым в инвестиционную программу ГП, предъявляются требования эффективности, предусмотренные Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 в„– 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики".
Значения эталонов затрат ГП, установленных в методических указаниях по расчету сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемых ФАС, дифференцируются по субъектам Российской Федерации. Указанные значения эталонов затрат ГП пересматриваются не чаще чем 1 раз в 3 года на основании анализа изменения величины затрат гарантирующих поставщиков, за исключением случаев изменения ставок налогов, размеров страховых взносов в системе обязательного социального страхования и иных обязательных отчислений, а также случаев изменения законодательства Российской Федерации.
Эталонная выручка ГП определяется как сумма следующих составляющих:
- произведение суммы переменных компонентов эталонов затрат ГП и валовой выручки ГП от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе (подгруппе) потребителей на соответствующий период регулирования;
- произведение количества точек поставки по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций), суммы постоянных компонентов эталонов затрат для соответствующей группы (подгруппы) потребителей (сетевых организаций) и индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период регулирования по отношению к году, в ценах которого были определены эталонные затраты;
- расчетная предпринимательская прибыль ГП, которая устанавливается в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов в размере 1,5% от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. По заявлению ГП расчетная предпринимательская прибыль ГП может быть установлена на более низком уровне.
Средневзвешенные цены на электрическую энергию (мощность) по группам (подгруппам) потребителей (сетевых организаций) рассчитываются для определения планируемой валовой выручки на расчетный период регулирования исходя из фактических цен (тарифов) за истекшие месяцы текущего периода регулирования и прогнозного роста цен на электрическую энергию (мощность) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на расчетный период регулирования.
Согласно п. 12 Методических указаний эталонная выручка ГП определяется как сумма следующих составляющих:
- произведение суммы переменных компонентов эталонов затрат ГП и прогнозной валовой выручки ГП от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций) на соответствующий период регулирования;
- произведение прогнозного количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций), суммы постоянных компонентов эталонов затрат для соответствующей группы (подгруппы) потребителей (сетевых организаций) и индекса потребительских цен в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.06.2014 в„– 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период регулирования по отношению к году, в ценах которого были определены эталонные затраты;
- расчетная предпринимательская прибыль ГП в размере 1,5% от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с графиком поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки гарантирующего поставщика, утвержденной указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2017 в„– 233-уг, в редакции его же указа в„– 122-уг, которым внесены изменения в первый из названных указов, на 2020 год - 3-й год переходного периода - доля эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине НВВ устанавливается в размере 0,95%.
Совокупный анализ Основ ценообразования и методических указаний в„– 1554/17 позволяет сделать вывод, что при установлении нового порядка определения НВВ законодатель в отличие от принципа постатейного экономического обоснования величин затрат свел методику сравнения аналогов к прямому нормированию затрат, включаемых в эталонную выручку. Для этого в отношении расходов "постоянного компонента" были разработаны матрицы "эталонов затрат", устанавливаемые ФАС России на одну точку поставки дифференцировано по ряду признаков: по группам и подгруппам потребителей ("население", "прочие потребители", "сетевые организации"); масштабам деятельности гарантирующих поставщиков, определяемым исходя из количества точек поставки (10 групп); региону функционирования (21 группа).
В отношении расходов, относящихся к "переменному компоненту" эталонной выручки (в том числе на формирование резерва по сомнительным долгам, обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности)), а также предпринимательской прибыли были установлены нормативы в виде процентных или долевых ограничений от величины валовой выручки.
Таким образом, вышеуказанные постоянные и переменные компоненты эталонов затрат включались в НВВ 2020 года ГП АО "ЭнергосбыТ Плюс" для ее доведения до эталонной выручки гарантирующего поставщика в течение переходного периода регулирования. Показатель эталонной выручки для указанного ГП был достигнут в 2021 году - 4 год переходного периода, в течение которого согласно абз. 15 п. 65 Основ ценообразования корректировка утвержденных значений эталонной выручки на величину фактической экономии или перерасхода средств не допускалась.
Не предусмотрена возможность корректировки НВВ ГП планового периода регулирования (2022 год) на плановую величину показателей постоянных эталонов затрат за год, предшествующий базовому периоду регулирования, с учетом фактически понесенных регулируемой организацией затрат.
Принятие Правительством Российской Федерации постановления в„– 2306 от 16.12.2021, которым, в том числе абз. 15 п. 65 Основ ценообразования был признан утратившим силу, не отменяет его действия в отношении предшествующих периодов регулирования, поскольку данный нормативный правовой акт принят в связи с окончанием переходного периода доведения НВВ ГП до 100% эталонных затрат, что в принципе исключает возможность корректировки фактической экономии или перерасхода средств гарантирующего поставщика в последующих периодах.
Разногласия истца с Департаментом касаются периода 2020 года, когда, как указано выше, действовал график поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП, утвержденный вышеуказанным указом Губернатора Ивановской области, а абз. 15 п. 65 Основ ценообразования не был признан утратившим силу.
Соответственно Департаментом энергетики и тарифов обоснованно не исключены из НВВ ГП АО "ЭнергосбыТ Плюс" на 2022 год расходы по постоянным компонентам эталонов затрат на оплату труда, содержание помещений, печать и доставку документов, организацию работу колл-центров, организацию сбора и обработке показаний приборов учета в общем размере <данные изъяты>, а также расходов по переменным компонентам эталонов затрат на уплату процентов по заемным средствам и расходов на формирование резерва по сомнительным долгам в размере <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 в„– 1164 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" путем дополнения Основ ценообразования п. 28 (1) установлен прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.
Указанное постановление вступило в силу по истечении 1-го года со дня его официального опубликования - 13.09.2020. С этого момента платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.
Соответствующие изменения внесены и в содержание п. 77 Методических указаний на основании Приказа ФАС России от 10.11.2020 в„– 1114/20. Указанной пункт в новой редакции изложен следующим образом - не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов ГП расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.
Внесение указанных изменений не свидетельствуют об обязанности Департамента применительно к рассматриваемому спору исключить из постоянного компонента эталона затрат расходов на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки электрической энергии (мощности)) различными способами на 2020 год сумму в размере <данные изъяты> (сумма разногласий между органом тарифного регулирования и ГП) ввиду следующего.
Органом регулирования при тарифном регулировании на 2022 год определены недополученные/излишне полученные доходы, обусловленные отклонением фактических от плановых значений количества точек поставки и индекса потребительских цен. С учетом корректировки на фактическое количество точек поставки и фактический индекс потребительских цен в эталонной выручке ГП в части постоянных компонентов эталонов затрат на 2020 год, расходы по указанной статье затрат учтены Департаментом в размере <данные изъяты> с учетом доли эталонной выручки гарантирующего поставщика на 2020 год в размере 0,95% в соответствии с графиком поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки, утвержденной вышеуказанным указом Губернатора Ивановской области в„– 223-уг, с учетом внесенных в него изменений, что АО "ЭнергосбыТ Плюс" не оспаривается. Однако с учетом содержания вышеприведенных пунктов Основ ценообразования и Методических указаний, а именно п. п. 28 (1) и 77 соответственно, Департаментом исключены из состава постоянных компонентов эталонов затрат на 2020 год средства в размере <данные изъяты> начиная с 4 квартала 2020 года как фактически не понесенные, то есть экономически необоснованные доходы (34597360 - 1431410 фактические расходы ГП по данному постоянному компоненту эталонов затрат за 2020 год, признанные фактически обоснованными) со ссылкой на п. 7 Основ ценообразования.
С таким подходом Департамента не согласился ФАС России по основаниям, приведенном в его решении от 25.07.2022, указав, что в соответствии с п. 7 Основ ценообразования в„– 1178 особенности учета выявленных за предшествующий период регулирования экономически обоснованных расходов или экономически необоснованных доходов ГП, а также экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении сбытовых надбавок ГП, и доходов, недополученных при осуществлении ГП регулируемого вида деятельности, определяются п. 65 Основ ценообразования в„– 1178.
В соответствии с п. 65 Основ ценообразования в„– 1178 при определении НВВ ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок ГП с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми ФАС, в том числе выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные:
разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус ГП, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции ГП, на период с момента присвоения статуса ГП до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус ГП;
процедурой принятия ГП на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в случаях, установленных п. 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии;
установлением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.
При этом ФАС России отмечает, что Основами ценообразования в„– 1178 и Методическими указаниями в„– 1554/17 не предусмотрена корректировка НВВ ГП планового периода регулирования (2022 год) на плановую величину показателей постоянных эталонов затрат за год, предшествующий базовому периоду регулирования (2020 год) с учетом фактически понесенных регулируемой организацией затрат.
Таким образом Департаментом при определении плановой величины НВВ ГП на 2022 год неправомерно были исключены расходы по указанному постоянному компоненту эталона затрат на 2020 год, в связи с чем на орган тарифного регулирования указанным решением ФАС России и была возложена обязанность учесть средства в размере <данные изъяты>.
Позиция ФАС России, изложенная в указанном решении, согласуется с выводами суда, изложенными выше, принятие иного подхода, предложенного Департаментом при урегулировании разногласий с гарантирующим поставщиком в рамках вышеуказанного спора, рассмотренного ФАС России, а именно об определении расходов по данному постоянному компоненту эталонов затрат, не соответствовало бы порядку определения НВВ, установленному в рамках переходного периода регулирования, и свидетельствовало бы об определении ее размера методом экономически обоснованных затрат, а не методом сравнения аналогов.
При этом суд исходит и из того, что размер фактически не понесенных ГП расходов по указанной статье разногласий невозможно отнести, как это делает Департамент, именно к расходам на услуги агентов по приему платежей от населения (банк, почта и т.д.), которые подлежат исключению из состава экономически обоснованных расходов ГП начиная с 13.09.2020, поскольку указанная сумма входила в состав постоянного компонента эталона затрат на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи) (поставки) электрической энергии (мощности)) различными способами на 2022 год, общий размер которой не был разбит по конкретным статьям расходов.
По тем же основаниям суд не может согласиться с позицией административного истца о том, что при определении НВВ ГП на 2022 год из состава его сбытовых надбавок должны быть исключены денежные средства в сумме разногласий <данные изъяты> (<данные изъяты> (сумма, заявленная ГП в качестве экономически обоснованных расходов по данной статье разногласий,) - <данные изъяты> (сумма учтенная органом регулирования - проиндексированные фактические расходы на 2020 год, позволяющие произвести оплату потребителю без комиссии непосредственно ГП, с применением индексов потребительских цен на 2021 и 2022 годы в размере 6% и 4,3% соответственно) по статье постоянный компонент эталона затрат на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки электрической энергии (мощности)) различными способами на 2022 год, а именно квалифицированные Департаментом как расходы на услуги агентов по приему платежей от населения, фактические не понесенные и подлежащие исключению из состава экономически обоснованных расходов ГП в силу вышеприведенных изменений законодательства.
Несостоятельным признает суд и утверждение административного истца о том, что в НВВ ГП АО "Энергосбыт Плюс" на 2022 год не должна быть включена сумма разногласий по статье затрат "Переменный компонент эталона затрат на обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности)" в размере <данные изъяты>, представляющая разницу между заявленным требованием ГП о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в размере <данные изъяты> и расходами, учтенными органом регулирования в сумме <данные изъяты> (фактически понесенные обоснованные расходы).
Данный вопрос также являлся предметом рассмотрения в рамках спора между Департаментом и АО "ЭнергосбыТ Плюс" разрешенным ФАС России путем принятия решения от 25.07.2022.
В обоснование заявленных требований заявитель в адрес ФАС России направило следующие обосновывающие материалы: расчет НВВ и сбытовой надбавки на 2022 год; подтверждение объемов электрической энергии, поставляемой ГП в соответствии со сводным прогнозным балансом в 2021 году; форму статистической отчетности "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей" по форме в„– 46-ээ; решение ФАС России от 27.08.2019 в„– 31/74447/19.
ФАС России в названном решении указала следующее.
В соответствии с п. 65 (2) Основ ценообразования в„– 1178 к переменным компонентам эталона затрат относятся, в том числе расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей) электрической энергии (мощности), включающие, в том числе просроченную задолженность предыдущих лет, учитываемые исходя из процентной ставки, не превышающей средневзвешенной ключевой ставки, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации значений ключевой ставки на базовый период регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта (при этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина не более 1/12 валовой выручки от продажи электрической энергии каждой группы потребителей за базовый период регулирования).
Расходы на оплату процентов по заемным средствам определяются в соответствии с п. 23, 40, 51 Методических указаний в„– 1554/17.
Согласно Методическим указаниям расходы на уплату процентов по заемным средствам (%Заемi) в году (i) определяются как произведение переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на обслуживание заемных средств (V%), и планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии на базовый период регулирования с учетом НДС (ТВi-1).
Пунктами 25, 43, 54 Методических указаний определены формулы расчета переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности) (относящихся к населению, прочим потребителям и сетевым организациям соответственно), в том числе с учетом просроченной задолженности предыдущих лет (V%). Компонентом расчета показателя (V%) является, в том числе доля ОС ((не более 1/12) валовой выручки от продажи электрической энергии, используемая для определения величины достаточного оборотного капитала, устанавливаемая в размере, заявляемом ГП).
Заявителем в адрес органа регулирования заявлена величина расходов на уплату процентов по кредитам к включению в НВВ на 2022 год, равная 1/12 (0,08333) от величины выручки от продажи электрической энергии потребителям на 2022 год.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" отмечает, что Департамент в нарушение Методических указаний в„– 1554/17 не принял долю ОС, определенную в тарифной заявке, направленной ГП, и произвел корректировку до величины доли ОС, определенной им самим, равной 0,01157, что привело к необоснованному снижению плановой величины заемных средств на 2022 год.
Органом регулирования доля выручки от продажи электрической энергии, используемой для определения величины достаточного оборотного капитала, в размере 0,01157 определена исходя из фактических процентов по кредиту за 2020 год в размере <данные изъяты>, фактической товарной выручки от продажи электрической энергии потребителям и сетевым организациям с НДС за 2020 год в размере <данные изъяты>, определенной по данным бухгалтерской отчетности (счет 90.01) и фактической средней процентной ставки по займам за 9 месяцев 2020 года в размере 6,996%.
Средневзвешенная ключевая ставка определена Департаментом в размере 5,409% (против заявленной ГП в размере 5,712% и заявителем не оспаривалась) на основании установленных Центральным банком Российской Федерации значений ключевой ставки на базовые период с 01.01.2021 по 08.11.2021 (дата размещения ГП уточненных предложений по расчету сбытовых надбавок на 2022 год).
Таким образом, по расчету Департамента V% = 0,00109.
По результатам анализа обосновывающих материалов, направленных сторонами в рамках данной статьи разногласий, ФАС России отметила, что расчет экономически обоснованной доли выручки от продаж электрической энергии, используемой для определения величины достаточного оборотного капитала (ОС) исходя из фактических показателей за предыдущий период регулирования, не предусмотрен положениями Методических указаний в„– 1554/17.
На основании вышеизложенного, требования заявителя по указанной статье затрат удовлетворены частично. Органу регулирования указано на необходимость учесть величину расходов на уплату процентов по заемным средствам с учетом переменного компонента эталона затрат на обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности) на 2022 год, рассчитанного в соответствии с положениями п. п. 25, 43, 54 Методических указаний.
Суд не может не согласиться с таким подходом ФАС России, поскольку учитываемые при расчете эталонной выручки ГП расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей) электрической энергии (мощности) определяется на основе соответствующего переменного компонента эталона затрат и валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии (мощности) по группам (подгруппе) потребителей на соответствующий период регулирования.
При этом регулируемая организация должна подтвердить объем товарной выручки, а не представить экономическое обоснование образования дебиторской и кредиторской задолженности для формирования такого вида расходов, как того требует порядок определения НВВ методом экономически обоснованных расходов.
При этом, поскольку в соответствии с заявлением АО "Энергосбыт Плюс" перерасчет расчетной предпринимательской прибыли на 2022 год связан с разногласиями по статьям затрат "Постоянные компоненты эталона затрат на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергосбережения (купли-продажи (поставки электрической энергии (мощности)) различными способами на 2020 и 2022 годы", "Переменный компонент эталона затрат на обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности), ФАС России указала органу регулирования на необходимость произвести пересмотр расходов по статье "Расчетная предпринимательская прибыли" в связи с удовлетворением требований заявителя по указанным статьям затрат.
Соответственно Департамент обоснованно установил новый размер сбытовых надбавок ГП АО "ЭнергосбыТ Плюс" путем вынесения постановления от 12.08.2022 в„– 30-э/1 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области", в соответствии с которым такие подлежали применению с 01.09.2022.
Соответствующие документы об исполнении решения ФАС России были направлены в указанный орган. После их получения решением ФАС России от 21.09.2022 Департаменту было предписано пересмотреть сбытовые надбавки указанного ГП таким образом, чтобы учет экономически обоснованных расходов в соответствии с решением ФАС России от 25.07.2022 был произведен органом регулирования полностью в 2022 году, начиная с 01.09.2022, то есть, установлен иной период, в течение которого гарантирующий поставщик за счет увеличения его сбытовых надбавок на 2022 год должен их собрать, а именно период с 01.09.2022 по 31.12.2022. При этом Департаменту был установлен новый срок исполнения решения ФАС от 25.07.2022 - до 01.11.2022.
Для целей исполнения решения ФАС России от 21.09.2022 Департаментом 14.10.2022 принято постановление в„– 40-э/4 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2021 в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующего поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области". Указанным постановлением изменен размер сбытовых надбавок ГП исходя из нового срока, в течение которого они должны быть собраны гарантирующим поставщиком - 2 месяца, без изменения их общего размера, определенного решением ФАС России от 25.07.2022.
Указание такого срока в постановлении от 27.12.2021 в редакции от 14.10.2022 не свидетельствует о его несоответствии положениям главы IV Методических указаний (ст. ст. 29 - 46), которая предусматривает расчет сбытовых надбавок ГП для прочих потребителей.
Действительно согласно п. 33 Методических указаний сбытовая надбавка ГП для прочих потребителей на первое полугодие расчетного периода регулирования (i), начиная с 2019 года, рассчитывается по формуле 32, на второе полугодие по формуле 45.
Иных периодов, кроме полугодий финансового года, Методические рекомендации не содержат.
Однако в силу содержания ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ФАС России рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
В соответствии с абз. 1 п. 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
При этом в силу абз. 4 пункта 7 действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Из системного толкования вышеуказанных положений нормативных правовых актов следует, что, если ФАС России принимает по результатам рассмотрения досудебного спора решение, обязательное для исполнения органом регулирования и направленное на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, то регулируемые государством цены (тарифы) подлежат пересмотру до окончания срока их действия и, соответственно, могут быть введены в действие не с начала очередного года и на срок менее 12 месяцев.
Таким образом, оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа в редакции от 14.10.2022 в соответствующей части соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроснабжения, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд не принимает признание иска административным ответчиком, поскольку такое принятие не отвечало бы требованиям ч. 5 ст. 46 КАС РФ, привело бы к нарушению прав других лиц, в частности заинтересованного лица по настоящему делу АО "ЭнергосбыТ Плюс", являющего ГП, для которого установлены оспариваемые сбытовые надбавки на 2022 год. При этом сам факт реализации права на подачу такого заявления административным ответчиком не свидетельствует о злоупотреблении правом с его стороны, направленным на преодоление решения ФАС России от 25.07.2022, поскольку такое право для него предусмотрено положениями ч. 3 указанной статьи. Соответственно довод заинтересованного лица АО "ЭнергосбыТ Плюс" об обратном является несостоятельным. Учитывает суд и то обстоятельство, что настоящий административный иск подан ООО "Тепло-город", как потребителем услуг ГП, производящим их оплату, при наличии у него такого права предусмотренного законодателем.
Разрешая спор по существу по требованиям административного истца, суд не усмотрел оснований, исключающих возможность такого рассмотрения, вопреки утверждению ГП со ссылкой на ч. 6 ст. 208 КАС РФ о том, что на дату подачи иска оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу ввиду издания административным ответчиком постановления от 17.11.2022 в„– 50-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области", вступившего в законную силу 24.11.2022 - со дня официального опубликования на сайте Правительства Ивановской области, согласно которому период действия сбытовой надбавки установлен с 01.12.2022 по 31.12.2023.
Согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного акта.
Отмена оспариваемого постановления в соответствующей редакции ввиду принятия его в иной редакции 17.11.2022 не свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку в период его действия, а именно как минимум с 01.01.2022 по 01.12.2022, применялся в отношении него.
На имеет правового значения для существа рассматриваемого административного дела и ссылка заинтересованных на лиц на вынесенное в отношении руководителя Департамента постановление о привлечении указанного должностного лица к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения в сфере законодательства в области государственного регулирования, при рассмотрении которого руководитель Департамента согласился с фактом допущенных нарушений, что в свою очередь было учтено как обстоятельство смягчающее административную ответственность, поскольку установленные в ходе рассмотрения указанного дела об административном правонарушении обстоятельства являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях лица, в отношении, которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, тогда как руководитель Департамента стороной в настоящем споре не является, при том, что в материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства о вступлении такого постановления в законную силу.
Поскольку судом в удовлетворении административного иска отказано, то оснований для распределения судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины при его подаче в пользу административного истца в соответствии со ст. 111 КАС РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Тепло-город" о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27 декабря 2021 года в„– 59-э/1 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" (в редакции от 14 октября 2022 года) оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
К.В.АЛЕКСЕЕВА

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 07.04.2023.


------------------------------------------------------------------