Типы документов



Решение Ивановского областного суда от 02.03.2023 по делу N 3а-12/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующим приложения 1 Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 N 53-т/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023 год"> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2023 г. по делу в„– 3а-12/2023

УИД 37OS0000-01-2023-000002-81

город Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Алексеевой К.В.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Родионовой О.В.,
представителей административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области К., Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловые энергетические системы - Приволжск" о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023 год" в„– 53-т/2 от 24.11.2022,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Тепловые энергетические системы - Приволжск" (далее ООО "ТЭС-Приволжск", Общество, ТСО) обратилось в суд с настоящим административным иском, в котором просило признать не действующим постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023 год" в„– 53-т/2 от 24.11.2022 в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" - приложение в„– 1 к указанному постановлению.
Административный иск мотивирован тем, что оспариваемым постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее Департамент) был установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023 год - приложение в„– 1 к указанному постановлению.
Административный истец считает указанный нормативный акт в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для его потребителей (приложение в„– 1 к указанному постановлению) незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, поскольку установленный для потребителей административного истца размер тарифа на тепловую энергию не является экономически обоснованным, вынуждает ТСО заведомо работать в условиях убыточности.
Так, в соответствии со СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99 Строительная климатология", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2020 в„– 859/пр, продолжительность отопительного сезона в Ивановской области составляет 214 суток.
Проанализировав продолжительность отопительных периодов 2020 - 2021 годов и 2021 - 2022 годов, календарно относящихся к периоду 2021 года, административный истец установил, что постановлением Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области в„– 195-п от 07.05.2021 отопительный сезон 2020 - 2021 годов закончился 10.05.2021, по постановлению в„– 431-п от 15.09.2021 - отопительный сезон 2021 - 2022 годов начался 16.09.2021. Таким образом, в 2021 году отопительный сезон превысил установленную СНиП его продолжительность на 8 дней в мае 2021 года и на 15 дней в сентябре 2021 года, а суммарно на 23 календарных дня, в течение которых Общество осуществляло поставку тепловой энергии для обеспечения теплоснабжения потребителей.
Изложенное, по мнению ООО "ТЭС-Приволжск" привело к образованию недополученных доходов предприятия в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома (далее МКД), не оборудованные общедомовыми приборами учета (далее ОДПУ) тепловой энергии. Так, потребителям, проживающим в МКД, не оборудованных ОДПУ, начисление объемов потребления тепловой энергии производится на основании норматива теплопотребления, который предусматривает продолжительность отопительного сезона 214 суток, следовательно, объемы отпуска тепловой энергии в сверхнормативный период не учтены для ООО "ТЭС-Приволжск", а значит предприятие не получило в полном объеме компенсацию своих затрат на производство тепловой энергии в данный период для нормативных потребителей. Кроме того, имеют место потери в трубопроводах теплоснабжения, не учтенные в расчете нормативных технологических потерь, поскольку данные нормативы технологических потерь были рассчитаны исходя из нормативной продолжительности отопительного периода 214 суток, тогда как фактически его продолжительность составила 237 суток, что Департаментом учтено не было.
Из иска следует, что сведений об официальном опубликовании указанного нормативного правового акта, за исключением сведений о его опубликовании на официальном сайте Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, у административного истца не имеется.
В судебное заседание представитель административного истца ООО "ТЭС-Приволжск" - адвокат Живов А.А., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности и ордера, извещенный о времени и месте его проведения надлежащим образом в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), не явился, представил заявление о разрешении спора в свое отсутствие.
В судебных заседаниях, состоявшихся ранее с его участием, требования административного иска поддержал по основаниям, изложенным в нем, а также в дополнениях к нему от 01.02.2023 (л.д. 149 - 152), из которых следует, что законодателем предусмотрена возможность определения состава расходов, их корректировки, включаемых в необходимую валовую выручку (далее НВВ) теплоснабжающей организации не только на основании формул, приведенных в Методических указаниях по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 в„– 760-э, но и на основании формул, приведенных в приложениях к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306, а именно в п. п. 18 и 19.
Полагал, что с учетом формулы 18 в пункте 18 приложения в„– 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, законодательно установленный порядок определения норматива потребления на коммунальную услугу по отоплению исходит из необходимости учета фактической продолжительности отопительного периода в месяцах (включая также и неполный месяц), в связи с чем Департамент, который уполномочен на установление нормативов потребления коммунальных услуг, должен был при определении неучтенных расходов руководствоваться Правилами от 23.05.2006 в„– 306, поскольку отопительный период в 2021 году продолжался не 7 месяцев, на который рассчитан норматив потребления коммунальной услуги на отопление, а 9 месяцев.
Считал, что обоснованность понесенных теплоснабжающей организацией расходов обусловлена необходимостью фактического увеличения продолжительности отопительного сезона, с необходимостью применения п. 49 Методических указаний, согласно которому в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с п. 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования. При этом учету подлежат любые экономически обоснованные расходы теплоснабжающей организации, которые не были учтены регулирующим органом при определении НВВ для такой организации.
Также представитель административного истца пояснил, что просит признать оспариваемое постановление не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - К. и Т., действующие на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, с доводами административного иска не согласились, представили письменные возражения на него, в которых указывали, что в связи с обращением ООО "ТЭС-Приволжск" приказом Департамента от 20.10.2022 в„– 76-у открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей организации административного истца на 2023 год. Методом регулирования тарифов определен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
ООО "ТЭС-Приволжск" осуществляет регулируемую деятельность с использованием имущества по договорам аренды.
В соответствии с п. 28 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 (далее Правила в„– 1075), орган регулирования провел экспертизу предложения об установлении цен (тарифов).
Из смысла п. 29 Правил в„– 1075 следует, что проведение экспертизы предполагает проведение анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализа экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций.
По результатам экспертизы материалов тарифного дела ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023 год специалистами Департамента подготовлено экспертное заключение, содержащее анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.
Оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт 28.11.2022 официально опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области http:/www.ivanovoobl.ru.
Тарифы для Общества сформированы с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Приказа ФСТ России от 13.10.2013 в„– 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".
Считали, что административный истец не доказал наличие выпадающих доходов в части отпуска тепловой энергии в МКД, не оборудованные ОДПУ тепловой энергии, в течение 23 календарных дней, на которые фактически увеличился отопительный сезон 2021 года, поскольку определить фактически отпущенное количество тепловой энергии потребителям и фактические (реальные) потери тепловой энергии в тепловых сетях при ее передаче невозможно в отсутствие приборов учета тепловой энергии у всех потребителей, при том, что сверхнормативные потери тепловой энергии в тепловых сетях не подлежат учету при формировании тарифов в сфере теплоснабжения. При таких обстоятельствах административный ответчик считает, что факт и размер убытков Обществом не доказаны.
Данные убытки, в случае их доказанности, не являются убытками от деятельности в сфере теплоснабжения, регулируемой Федеральным законом в„– 190-ФЗ, а являются убытками от предоставления коммунальных услуг населению, то есть коммерческими убытками.
Также Департамент указал, что расчет выпадающих доходов, выполненный истцом, сложен для понимания, сумма убытков определена в несколько шагов путем вычисления натуральных показателей и перевода их в стоимостные единицы. У административного ответчика отсутствует возможность откорректировать расчет стороны административного истца, поскольку не существует установленной методики и формул расчета таких убытков. Методика расчета дополнительных недополученных доходов, предложенная Обществом, учитывает исключительно один фактор - увеличение продолжительности отопительного периода в днях, тогда как на объем отпущенной тепловой энергии влияют температура наружного воздуха, температура теплоносителя в системах теплоснабжения, а возможно, и иные факторы. Достоверно определить объем отпущенной тепловой энергии возможно только при наличии измерительных приборов - общедомовых приборов учета тепловой энергии, а в их отсутствие довод о том, что расходы организации на теплоснабжение не в полной мере обеспечены тарифными источниками, невозможно признать обоснованным.
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 04.12.2020 в„– 155/2-п для ООО "ТЭС-Приволжск", который на момент утверждения тарифов на тепловую энергию на 2021 год не оспорен и не отменен, утверждены величины нормативов технологических потерь в тепловых сетях на 2021 год в размере 27562,8 Гкал. Утвержденные Департаментом нормативы технологических потерь тепловой энергии при передаче по сетям ООО "ТЭС-Приволжск" определены в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2005 в„– 325 (далее Порядок в„– 325). В соответствии с п. 10.1.2 указанного Порядка при расчете нормативных потерь прогнозируемая продолжительность отопительного периода принимается как средняя из соответствующих фактических значений за последние 5 лет или в соответствии со строительными нормами и правилами по строительной климатологии. При расчете нормативов технологических потерь продолжительность отопительного периода была принята в соответствии с СП 131.13330.2018, что не противоречит вышеуказанному пункту Порядка в„– 325. Возможность перерасчета ранее утвержденных нормативных потерь тепловой энергии на 2021 год с применением фактических температур наружного воздуха, фактической продолжительности отопительного периода, не предусмотрена Порядком в„– 325, а также нормативными документами в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Представители административного ответчика также указывали, что в соответствии с СП 131.13330.2018, действующим на момент принятия оспариваемого Постановления, продолжительность отопительного периода для Ивановской области составила 219 дней, в связи с чем, приводимые административным истцом расчеты неверны (л.д. 90 - 97).
Суд, учитывая объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, согласно которому настоящий административный иск удовлетворению не подлежит, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 в„– 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 в„– 577-п.
В силу п. п. 12 - 17, 28, 30 - 32 Правил в„– 1075, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представленных материалов.
Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО "ТЭС-Приволжск" зарегистрировано в МИФНС России в„– 4 по Ивановской области (ОГРН 1183702018158, ИНН/КПП 3705010317/3705010010).
Общество осуществляет эксплуатацию 12 котельных, 5 тепловых пунктов, тепловых сетей в Приволжском муниципальном районе (г.п. Приволжск, г.п. Плес, с.п. Ингарь) на основании договора аренды имущества от 11.07.2022 в„– 34.
В соответствии с Уставом предприятие осуществляет несколько видов деятельности, в том числе производство, передачу и реализацию тепловой энергии.
Согласно нормам Федерального закона в„– 190-ФЗ ООО "ТЭС-Приволжск" является теплоснабжающей организацией, деятельность которой подлежит государственному регулированию.
В связи с обращением ООО "ТЭС-Приволжск" приказом Департамента от 20.10.2022 в„– 76-у открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей организации административного истца на 2023 год. Так, Обществом, в том числе заявлены выпадающие доходы за 2021 год, возникшие в связи с превышением фактической продолжительности отопительного сезона, календарно приходящегося на 2021 год, над нормативно установленной, а также выпадающие доходы, возникшие в связи с отпуском тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные ОДПУ тепловой энергии, а именно в части потерь тепловой энергии, неучтенных в расчете нормативных потерь на 2021 год.
Тарифы для ООО "ТЭС-Приволжск" на 2022 были утверждены постановлением Департамента от 17.12.2021 в„– 57-т/1.
Департаментом проведена экспертиза представленных предприятием тарифных предложений, о чем 24.11.2022 составлено экспертное заключение с приложениями (л.д. 104 - 147).
Методом регулирования тарифов на основании заявки Общества и в соответствии с п. п. 16, 17, 19 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения приказом Департамента от 20.10.2022 в„– 76-у определен метод экономически обоснованных расходов (затрат) на период регулирования 2023 год.
На заседании правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 24.11.2022 (протокол в„– 53/8, л.д. 100 - 103) принято решение установить тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023, а именно тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, которые вводятся в действие с 01.12.2022 и действуют с указанной даты по 31.12.2023, при этом при определении их размера не были учтены выпадающие доходы предприятия, сформировавшиеся в части отпуска тепловой энергии в МКД, не оборудованные ОДПУ тепловой энергии, и в результате перерасчета нормативных потерь на фактическую продолжительность отопительного сезона в 2021 году. В решении также указано, что возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению, осуществляется за счет областного бюджета в соответствии с Законом Ивановской области от 09.12.2014 в„– 103-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области". С 01.12.2022 признано утратившим силу постановление Департамента от 17.12.2021 в„– 57-т/1.
В этот же день вынесено оспариваемое постановление, в п. 1 которого установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023 согласно приложению I. Текст постановления в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 35 Правил, ст. 2 Закона Ивановской области от 23.11.1994 в„– 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" размещен на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 28.11.2022 (л.д. 148 и обратная сторона).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего, в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (ст. 3 указанного Закона).
В соответствии с п. п. 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно п. 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат), НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций, расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в п. 13 Основ ценообразования.
В п. 13 Основ ценообразования закреплен порядок учета дополнительно понесенных регулируемой организацией экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен.
В соответствии с указанной нормой в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
В соответствии с п. 12 Методических указаний в„– 760-э определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.
Абзацем 3 п. 12 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 в„– 760-э, предусмотрено, что в случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (п. п. 13 - 16, 20, 28 Правил регулирования).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (п. 33 Правил регулирования).
Теплоснабжение потребителей на территории г. Приволжска осуществляется от 3 котельных ООО "ТЭС-Приволжск" (в том числе котельной "Центральной"). Теплоснабжение потребителей в г. Плесе осуществляется от 5 блочно-модульных газовых котельных, одной угольной котельной. Для ООО "ТЭС-Приволжск" рассчитаны единые средневзвешенные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям в Приволжском городском поселении и Плесском городском поселении.
Тепловая энергия отпускается на нужды отопления и горячего водоснабжения в теплоносителе "вода" от всех источников, за исключением котельной "Центральная". Потребители от данной котельной покупают тепловую энергию в теплоносителе "пар". В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию для потребителей от котельной "Центральная" с 01.01.2019 регулированию не подлежат и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности). Поскольку средневзвешенный тариф на тепловую энергию для потребителей г. Приволжска формируется с учетом покупной тепловой энергии от котельной "Центральная", необходимая валовая выручка указанной котельной подлежит экспертизе. Тарифы от котельной "Центральная" формируются, но не утверждаются.
Доводы административного истца о том, что при установлении тарифа для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" не были учтены недополученные доходы за 2021 год в части отпуска тепловой энергии в МКД, не оборудованные ОДПУ, вызванные превышением продолжительности отопительного сезона в размере 5 376,443 тыс., судом отклоняются в силу следующего.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения в„– 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Постановлением главы Администрации Приволжского городского поселения в„– 236-а-п от 16.10.2008, решением совета Ингарского сельского поселения в„– 33 от 18.12.2007, постановлением Администрации Новского сельского поселения в„– 67 от 26.11.2009, решением Плесского городского поселения Приволжского муниципального района в„– 19 от 12.04.2016 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для соответствующих поселений.
До настоящего времени данные нормативы не оспорены, действуют и не признаны незаконными.
Тариф для ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023 год был рассчитан с учетом установленных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для соответствующих поселений.
Утверждение административного истца о необходимости применения к спорным правоотношениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 (далее - Правила в„– 306), является несостоятельным, поскольку указанные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, а не порядок корректировки долгосрочных тарифов или установления тарифов для ТСО в сфере теплоснабжения.
Назначение норматива потребления коммунальных услуг - определять плату граждан при отсутствии приборов учета у потребителя.
Административный истец в дополнительных письменных пояснениях от 01.02.2022 считает возможным учесть недополученные доходы по формуле 20 Методических указаний, предусматривающей в своем составе такой показатель как корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с п. 12 указанных выше Методических указаний, полагая, что даже в отсутствие каких-либо формул учету подлежат любые экономически обоснованные расходы, которые ранее не были учтены регулирующим органом при определении НВВ для такой организации.
С таким подходом административного истца согласиться нельзя, исходя из следующего.
Неучтенные экономически обоснованные расходы, а также выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением планового объема полезного отпуска над фактическим, подлежат учету регулирующим органом начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (п. 13 Основ ценообразования, абз. 3 и 5 п. 12 Методических указаний).
Таким образом, необходимым условием возмещения таких расходов является их фактическое несение и экономически обоснованный характер.
Действующим законодательством в области ценообразования в сфере теплоснабжения не предусмотрено возмещение расходов, образовавшихся вследствие недостаточности показателей нормативных актов, в данном случае установленного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с п. 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов, должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определяют Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом ФСТ России от 13.06.2013 в„– 760-э, разработанные в соответствии с Федеральным законом о теплоснабжении, Основами ценообразования и Правилами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075.
Указанное законодательство в области тарифного регулирования не предусматривает проверку установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг либо их пересчет исходя из фактических показателей в целях установления или корректировки долгосрочных тарифов с применением формул Правил в„– 306, на которые ссылался истец в своих дополнительных пояснениях.
Кроме того, в отсутствие приборов учета тепловой энергии у потребителей невозможно установить сам факт недостаточности норматива и возникновения убытков.
Предположение административного истца о том, что применение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению привело к убыткам, не имеет документального подтверждения, так как определить фактически отпущенное количество тепловой энергии потребителям и фактические (реальные) потери тепловой энергии в тепловых сетях при ее передаче невозможно в отсутствие приборов учета тепловой энергии у всех потребителей.
Указывая на наличие убытков от реализации тепловой энергии (услуг по передаче тепловой энергии), нельзя исключать возможность наличия различных факторов как объективного, так и субъективного характера, влияющих на их образование вне зависимости от установленного норматива.
Фактические объемы тепловой энергии, отпущенные населению, документально не подтверждены, поскольку отсутствуют показания приборов учета.
При этом расчет убытков выполнен административным истцом ООО "ТЭС-Приволжск" некорректно и не подтверждает размер понесенных выпадающих доходов.
Рассчитанные истцом суммы убытков (недополученные доходы от применения экономически необоснованного тарифа), которые истец считает необходимым учесть при расчете НВВ и, соответственно, в тарифе на последующий период, не являются выпадающими, недополученными доходами от осуществления регулируемой деятельности по смыслу вышеперечисленных положений Основ ценообразования в„– 1075, и Методических указаний в„– 760-э, и не могут быть возложены на потребителей регулируемой организации в рамках установленного тарифа.
Методика расчета дополнительных недополученных доходов, предложенная административным истцом, учитывает исключительно один фактор - увеличение продолжительности отопительного периода в днях, тогда как, на объем отпущенной тепловой энергии влияют и температура наружного воздуха, и температура теплоносителя в системах теплоснабжения, а возможно, и иные факторы.
Приведенная административным истцом в дополнительных письменных пояснениях к иску формула 19 Правил в„– 306 наглядно показывает, что количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, зависит не только от продолжительности отопительного периода (nо), но и от часовой тепловой нагрузки (qmax), температуры внутреннего воздуха в отапливаемых помещениях (tвн), среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро). Отклонение любого из перечисленных параметров по факту от плана влечет изменение объема тепловой энергии, поставленной в дом, как в большую, так и в меньшую сторону.
Таким образом, нельзя анализировать только один фактор, оказывающий влияние на объем тепловой энергии, без взаимосвязи с остальными составляющими.
Достоверно определить объем отпущенной тепловой энергии возможно только при наличии измерительных приборов - ОДПУ для МКД и индивидуальных приборов учета для жилых домов. В отсутствие же прибора учета довод истца о том, что расходы организации на теплоснабжение не в полной мере обеспечены тарифными источниками, нельзя признать обоснованным.
Кроме того, и отдельные показатели расчета административного истца также являются некорректными.
На дату утверждения нормативов муниципальных образований Приволжского муниципального района Ивановской области, а именно с 1 января 2000 г., действовали "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", утвержденные постановлением Госстроя России от 11.06.1999 в„– 45. Согласно таблице 1 "Климатические параметры холодного периода года", для Иваново при среднесуточной температуре воздуха менее 8 °C установлена продолжительность отопительного периода 219 дней, для г. Кинешма - 221 день.
По Ивановской области в таблице представлены сведения для г. Иваново и г. Кинешма. В соответствии с п. 1.2 постановления, в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Ближайший к Приволжскому району населенный пункт - г. Иваново (219 дней).
Таким образом, использование в расчете недополученных доходов продолжительности 214 дней является некорректным.
Суд так же отмечает, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 261-ФЗ) собственники индивидуальных и многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение своих жилых домов приборами учета тепловой энергии до 01.07.2012, а в случае если максимальный объем потребления тепловой энергии их жилого дома составляет менее чем 0,2 Гкал/ч - до 01.01.2019. Если же жилые дома в нарушение требований ст. 13 указанного Федерального закона не были в установленный срок оснащены приборами учета тепловой энергии, теплоснабжающие организации обязаны сами совершить действия по оснащению их приборами учета тепловой энергии до 01.07.2013, а в отношении жилых домов с максимальным объемом потребления тепловой энергии менее чем 0,2 Гкал/ч - до 01.01.2021.
В соответствии с Законом в„– 261-ФЗ ресурсоснабжающая организация обязана взаимодействовать с потребителями коммунальных услуг в части установления ОДПУ, тем самым реализовывая свое право по выставлению фактически отпущенных объемов потребителю, а также формирования корректного фактического полезного отпуска тепловой энергии за отчетный период. Своевременное оснащение многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении позволило бы достоверно определить фактический объем тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления, при любых изменениях параметров, в том числе увеличения продолжительности отопительного сезона.
Норматив потребления любой коммунальной услуги - это расчетная, усредненная величина, которая не дифференцируется с учетом изменений погодных условий, изменения продолжительности отопительного сезона и может не соответствовать фактическому потреблению коммунального ресурса в конкретном доме. В целях оплаты фактического потребления используемых коммунальных ресурсов необходимо устанавливать общедомовые приборы учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приоритет расчетов за коммунальные услуги на основании показаний приборов учета закреплен и ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 23 Методических указаний необходимая валовая выручка на i-й расчетный период регулирования, определяемая в соответствии с методом экономически обоснованных расходов, рассчитывается по формуле: - величина, учитывающая экономически обоснованные расходы регулируемой организации (выпадающие доходы), подлежащие возмещению (со знаком "+") в i-м расчетном периоде регулирования, необоснованные расходы, подлежащие исключению из НВВ (со знаком "-") в i-м расчетном периоде регулирования, определяемые в соответствии с п. 12 настоящих Методических указаний, а также экономию от сокращения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, подлежащую учету в НВВ в i-м расчетном периоде регулирования и определяемую в соответствии с п. 31 настоящих Методических указаний.
Расчет данного показателя по котельным, используемым административным истцом, выполнен Департаментом и учтен в необходимой валовой выручке 2023 года, что следует из текста, приобщенного к материалам дела экспертного заключения, пояснений представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, а также письменного отзыва на административный иск.
Так же несостоятельны доводы административного истца относительно потерь в трубопроводах теплоснабжения, не учтенных в расчете нормативных технологических потерь на 2021 год, размер которых составляет 6 134,182 тыс. руб., исходя из следующего.
В силу п. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 указанного Закона теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности и (или) ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст. 15 этого же Закона.
Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой или теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Федеральный законодатель предусмотрел возможность указанных организаций компенсировать потери энергии в тепловых сетях.
Так, затраты на компенсацию потерь энергии в тепловых сетях должны учитываться в НВВ в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о теплоснабжении, абз. 1 п. 90 Основ ценообразования, предусматривающими, что при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются, по общему правилу, только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.
Аналогичные положения предусмотрены п. 117 Методических указаний, согласно которому в НВВ регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного п. 118 Методических указаний).
Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии определяются в соответствии с абз. 2 п. 38 данного документа (абз. 2 п. 90 Основ ценообразования).
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 04.12.2020 в„– 155/2-п для ООО "ТЭС-Приволжск" утверждены величины нормативов технологических потерь в тепловых сетях на 2021 год в размере 27 562,8 Гкал, с разбивкой по котельным.
Параметры регулирования деятельности Общества в форме технологических потерь тепловой энергии при передаче по сетям определены в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2005 в„– 325 (далее - Порядок в„– 325).
В соответствии с пунктом 10.1.2 Порядка в„– 325 при расчете нормативных потерь прогнозируемая продолжительность отопительного периода принимается как средняя из соответствующих фактических значений за последние 5 лет или в соответствии со строительными нормами и правилами по строительной климатологии. При расчете нормативов технологических потерь продолжительность отопительного периода принята в соответствии со сводом правил СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", что не противоречит пункту 10.1.2 Порядка в„– 325.
ООО "ТЭС-Приволжск" фактически выражает свое несогласие с уровнем нормативных потерь, установленных на 2021 год. Вместе с тем, вышеуказанный Приказ Департамента об утверждении нормативов технологических потерь не оспорен и не отменен.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов, должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Исходя из содержания п. 13 Основ ценообразования и п. 12 Методических указаний, экономически обоснованные расходы организации, не учтенные при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), учитываются при установлении тарифов, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Применительно к 2021 году экономически обоснованными являются расходы на компенсацию потерь в тепловых сетях в размере нормативно установленных, в котором они и учтены в тарифах 2021 года.
Пересчет ранее утвержденных нормативных потерь тепловой энергии на 2021 год с применением фактической продолжительности отопительного периода не предусмотрен ни Порядком в„– 325, ни нормативными документами в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Ни в п. 13 Основ ценообразования, ни в п. 12 Методических указаний не поименованы такого рода недополученные доходы (экономически обоснованные расходы на покупку сверхнормативных потерь) в связи с изменением продолжительности отопительного периода как подлежащие учету в регулируемых тарифах следующих периодов.
Следовательно, при наличии действующих нормативов потерь на 2021 год, уровень которых установлен не оспоренным приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, восстановление, по мнению административного истца, нарушенных прав посредством учета сверхнормативных потерь при установлении (корректировке) тарифов в рамках статьи "выпадающие доходы за предшествующий период регулирования" не имеет под собой правовых оснований.
Суд также отмечает, что расчет убытков выполнен административным истцом некорректно с учетом только одного показателя - фактической продолжительности отопительного периода и не является объективно подтверждающим размер понесенных фактических расходов на покупку потерь.
Руководствуясь приведенными положениями федерального законодательства, установив, что уровень потерь тепловой энергии определен Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области надлежащим образом, суд находит подход, примененный тарифным органом при определении объема потерь, подлежащих учету в НВВ, правомерным.
При таких обстоятельствах суд находит действия регулятора по невключению в НВВ заявленных организацией ООО "ТЭС-Приволжск" в качестве выпадающих (недополученных) доходов по результатам деятельности 2021 года, образовавшихся в результате увеличения нормативной продолжительности отопительного сезона, расходов Общества по отпуску тепловой энергии в жилые дома, не оборудованные ОДПУ тепловой энергии, а также потерь в трубопроводах теплоснабжения, обоснованными, не противоречащими приведенному нормативному регулированию.
Таким образом, оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа в соответствующей части соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Поскольку судом в удовлетворении административного иска отказано, то оснований для распределения судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины при его подаче в пользу Общества в соответствии со ст. 111 КАС РФ не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ,

решил:

административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Тепловые энергетические системы - Приволжск" о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭС-Приволжск" на 2023 год" в„– 53-т/2 от 24.11.2022 оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
К.В.АЛЕКСЕЕВА

Решение суда в окончательном форме принято 17.03.2023.


------------------------------------------------------------------