Типы документов



Решение Ивановского областного суда от 07.03.2023 по делу N 3а-16/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующим в части Решения Совета Решемского сельского поселения от 24.11.2022 N 31 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 N 29> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2023 г. по делу в„– 3а-16/2023

УИД 37OS0000-01-2023-000008-63

Резолютивная часть решения оглашена 07 марта 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2023 г.

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Пластовой Т.В.,
при секретаре Г.С.,
с участием прокурора Гурьевой Е.А.,
представителя административного истца ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Медико-биологического агентства России" - К.Г.,
представителя ответчика Совета Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района, заинтересованного лица Администрации Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ивановского областного суда (г. Иваново, ул. Арсения, дом 3) административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский центр Решма" Федерального медико-биологического агентства о признании не действующим со дня принятия нормативного правового акта - Решения Совета Решемского сельского поселения от 24 ноября 2022 г. в„– 31 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 г. в„– 29" в части установления ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,97 процента,

установил:

Административный истец Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медицинский центр Решма" Федерального медико-биологического агентства (далее ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России, административный истец, Учреждение) обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил суд: признать не действующим со дня принятия нормативный правовой акт - Решение Совета Решемского сельского поселения от 24 ноября 2022 г. в„– 31 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 г. в„– 29" в части установления ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,97%.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, т.к. является налогоплательщиком земельного налога, в том числе в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов.
К указанной категории земель относятся два земельных участка, принадлежащие Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования: земельный участок с кадастровым номером в„– общей площадью 2455896 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 172676 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно первоначальной редакции Решения Совета Решемского сельского поселения от 12.11.2010 в„– 29 "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов была установлена в размере 0,45%.
С 01 июля 2016 г. указанная ставка была установлена в размере 0,25% (в редакции Решения Совета Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области от 30 июня 2016 г. в„– 27).
С 01 января 2021 г. ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов была установлена в размере 0,35% (в редакции Решения Совета Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области от 27 ноября 2020 г. в„– 52).
С 01 января 2022 г. ставка налога была вновь установлена в размере 0,45% (в редакции Решения Совета Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области от 29 ноября 2021 г. в„– 41).
С 01 января 2023 года ставка в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов установлена в размере 0,97% (в редакции оспариваемого Решения Совета Решемского сельского поселения от 24.11.2022 г. в„– 31).
Таким образом, в период с 2020 года по 2023 год ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Решемского сельского поселения увеличилась с 0,25% в 2020 году до 0,97% с 2023 года, т.е. более чем в три раза.
В абсолютном выражении расходы учреждения на уплату земельного налога в отношении земель указанной категории увеличатся с <данные изъяты> в 2020 году до <данные изъяты> в 2023 году, т.е. более чем в три раза.
Решением Совета Решемского сельского поселения от 13.05.2022 г. в„– 18 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 в„– 29" внесены изменения в подпункт 2 пункта 2 указанного нормативного правового акта, а именно: ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, установлена в размере 0,85 процента от кадастровой стоимости.
Вступившим в законную силу решением Ивановского областного суда от 18.08.2022 по административному делу в„– 3а-166/2022, Решение Совета Решемского сельского поселения от 13.05.2022 г. в„– 18 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 в„– 29" признано не действующим в части установления ставки земельного налога отношении земель особо охраняемых территорий и объектов в размере 0,85%.
Решением Совета Решемского сельского поселения от 24.11.2022 в„– 31 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 в„– 29" внесены изменения в подпункт 2 пункта 2 указанного нормативного правового акта, а именно, ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, установлена в размере 0,97 процента от кадастровой стоимости.
Оспариваемое решение обнародовано в официальном сетевом издании - официальном сайте Кинешемского муниципального района в разделе "Решемское сельское поселение" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 4 Решения, оно вступает в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его обнародования и не ранее 1 января 2023 года.
В целях финансово-экономического обоснования установленной ставки земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов, административным ответчиком Советом Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области (далее Совет Решемского сельского поселения) представлено "Финансово-экономическое обоснование значения ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в границах Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области", выполненное экспертом ООО "Асэксперт" А.Г.В. на основании заключенного муниципального контракта в„– от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Обоснование).
По инициативе административного истца специалистом ООО Аудиторская фирма "Эксперт" проведен экономический анализ и проверка представленного А.Г.В. Обоснования, по результатам которых составлено заключение, свидетельствующее о наличии в Обосновании недостатков, повлиявших на обоснованность его выводов, а именно: 1) теоретическая база Обоснования ограничена специальной научно-методической литературой по вопросам судебно-бухгалтерской экспертизы и расчету арендной платы за земельные участки, при том, что объект исследования определен экспертом, как ставка земельного налога, что оказывает негативное влияние на достоверность результатов исследования; 2) при проведении исследования экспертом допущена некорректная трактовка правил расчета земельного налога, оформленных в виде формулы расчета, противоречащей алгоритму, предусмотренному Налоговым кодексом РФ, что указывает на небрежность при использовании экспертом нормативных правовых законодательных актов, и оказывает негативное влияние на достоверность результатов исследования; 3) анализ общеэкономической и политической обстановки в Российской Федерации, социально-экономического и политического состояния Ивановской области, социально-экономического и политического состояния Кинешемского муниципального района Ивановской области проведен поверхностно, с нарушением принципа сопоставимости показателей и не содержит однозначных выводов, которые являются значимыми для обоснования ставки земельного налога; 4) вывод А.Г.В. по результатам анализа ставок земельного налога для земельных участков Кинешемского муниципального района Ивановской области в 2020 - 2022 г. г. (таблицы 1, 2, 3 Обоснования) неверен, поскольку при расчете средней величины ставки земельного налога для земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, эксперт суммирует ставки налога для земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, установленные в двух сельских поселениях (Наволокском сельском поселении и Решемском сельском поселении), со ставками налога, установленными другими поселениями для земельных участков, относящихся к категории - прочие земельные участки"; 5) в формуле расчета налоговой ставки для соответствующего вида использования земельного участка (стр. 42 Обоснования) содержится условие, предопределяющее расчетную величину ставки налога, превышающую минимальную ставку даже при минимальных значениях корректирующих коэффициентов, то есть методика расчета налоговой ставки содержит логический изъян и не может применяться в данном виде.
Изложенное, по мнению административного истца, свидетельствует о том, что расчетное значение ставки земельного налога для земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в границах Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района, в размере 0,97%, необоснованно.
Кроме того, специалистом ООО Аудиторская фирма "Эксперт" Ц.Е.В. произведен расчет экономически обоснованной ставки земельного налога для земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в границах Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, которая составила 0,45%.
Не оспаривая порядок и процедуру принятия, полагая, что представленное Обоснование, ввиду его необоснованности и недостоверности, не может быть использовано в целях установления ставки земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Решемского сельского поселения, административный истец, указывая на то, что установленная Решением Совета Решемского сельского поселения от 24.11.2022 в„– 31 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 в„– 29" налоговая ставка в размере 0,97% для земель особо охраняемых территорий и объектов не может считаться законно установленной, просил суд признать указанный выше нормативный правовой акт не действующим со дня его принятия.
В качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается на п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), ст. 15, п. 1 ст. 387, п. 1 ст. 389, п. 1 ст. 390, пп. 2 п. 1 ст. 394, п. п. 1, 3, 4 ст. 3, п. 1, 2 ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), ч. 1 ст. 14 Федерального закона в„– 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель административного истца ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России по доверенности и ордеру адвокат К.Г. доводы административного иска поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Совета Решемского сельского поселения, являющаяся также представителем заинтересованного лица Администрации Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, действующая на основании доверенностей К.Е., возражала против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которым ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России является плательщиком земельного налога, в том числе, и в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов, принадлежащих Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования (земельные участки с кадастровыми номерами: N). Административный ответчик при установлении оспариваемой налоговой ставки 0,97% принимал во внимание финансово-экономическое обоснование значения ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в границах Решемского сельского поселения, выполненное специалистом ООО "Асэксперт" А.Г.В., в котором содержится полный анализ общеэкономической и политической обстановки в РФ, социально-экономического состояния Решемского сельского поселения, проведен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и величину налоговых ставок, исследовано положение муниципалитета, факторы, связанные с географическим расположением земельных участков, и т.д., то есть выполнены требования положений Налогового кодекса РФ о необходимости экономического обоснования ставки налога. Просила суд в иске отказать.
Ранее в судебном заседании представитель К.Е. поясняла, что необходимость увеличения размера ставки земельного налога была обусловлена в первую очередь дефицитом бюджета сельского поселения, поскольку в силу бюджетного законодательства земельный налог является одним из бюджетообразующих, указывала на то, что принятие 29.05.2020 Ивановским областным судом решения по административному иску об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, привело к снижению не только стоимости, но и к снижению налоговой базы для уплаты земельного налога. Также поясняла, что ранее установленные ставки земельного налога не имели под собой финансово-экономического обоснования.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив специалистов А.Г.В., Ц.Е.В., учитывая заключение прокурора Гурьевой Е.А., полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных актов, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу ч. 5 ст. 1 НК РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам относится земельный налог (п. 1)
Как следует из содержания п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся установление, изменений и отмена местных налогов и сборов поселения (п. 2).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 26 Устава Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, утвержденного в новой редакции решением Совета указанного сельского поселения от 22.06.2011, к исключительной компетенции Совета, являющего представительным органом муниципального образования Решемского сельского поселения, относятся, в том числе вопросы об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно п. 3 ч. 1 ст. 42 Устава в систему муниципальных правовых актов поселения входят, в том числе решения Совета Решемского сельского поселения. Согласно п. 2.1. той же статьи Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными закона, законами Ивановской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории поселения. Решения Совета подписываются его председателем и главой поселения.
Решения Совета, предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, вступают в силу в соответствии с НК РФ (ч. 5 ст. 42 Устава).
Обнародованием нормативного правового акта Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района считается первая публикация его полного текста в официальном сетевом издании - на официальном сайте Кинешемского муниципального района (www.mrkineshma, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ в„– ФС77-73645 от 14.09.2018) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Решемское сельское поселение" подраздел "Совет. Нормативные правовые акты" и "Администрация. Нормативные правовые акты" (ч. 7 той же статьи Устава).
Решением Совета Решемского сельского поселения в„– 29 от 12.11.2010 "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения", вступившим в законную силу с 01.01.2011, на территории указанного сельского поселения введен земельный налог (п. п. 1, 11 решения).
Подпунктом 2 п. 2 указанного документа установлена налоговая ставка в размере 0,45% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территории и объектов.
С 01.07.2016 эта ставка была установлена в размере 0,25% решением Совета в„– 27 от 30.06.2016 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения".
С 01.01.2021 ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов была установлена в размере 0,35% решением Совета в„– 52 от 27.11.2020.
С 01.01.2022 ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов составила 0,45% на основании решения Совета в„– 41 от 29.11.2021.
С 01.01.2023 решением Совета в„– 18 от 13.05.2022 "О внесении изменений в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" ставка налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов установлена в размере 0,85%.
Вступившим в законную силу решением Ивановского областного суда от 18.08.2022 по административному делу в„– 3а-166/2022, Решение Совета Решемского сельского поселения от 13.05.2022 г. в„– 18 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 в„– 29" признано не действующим в части установления ставки земельного налога отношении земель особо охраняемых территорий и объектов в размере 0,85%.
С 01.01.2023 Решением Совета в„– 31 от 24 ноября 2022 г. "О внесении изменений в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения", вопрос о признании которого, не действующим в части является предметом настоящего спора, ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, установлена в размере 0,97%.
В силу п. 2 данного документа он подлежит обнародованию в официальном сетевом издании - на официальном сайте Кинешемского муниципального района в разделе "Решемское сельское поселение" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что и было сделано.
В соответствии с п. 4 указанного решения оно вступает в силу с 01 января 2023 года, что отвечает требованиям ст. 47 Федерального закона в„– 131-ФЗ, согласно которым муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В силу п. 1 ст. 5 НК РФ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение Совета Решемского сельского поселения в„– 31 от 24.11.2022, принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятии и введения его в действие и по указанным основаниям административным истцом не оспаривается.
Из материалов административного дела следует и судом также установлено, что административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 2455896 +/- 13712 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 172 676 +/- 3576 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Указанные земельные участки отнесены к категории земель - земли особо охраняемых территорий, имеют вид разрешенного использования для размещения санатория.
Вступившим в законную силу решением Ивановского областного суда от 29 мая 2020 г. (дело в„– 3а-21/2020) установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в„– площадью 2455896 +/-13712 кв. м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения санатория, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2009 г. равной <данные изъяты> (пятьсот сорок два миллиона восемьсот семьдесят шесть тысяч) рублей.
Согласно ответу от 31.05.2022, поступившему из Совета Решемского сельского поселения и представленного в материалы дела в„– 3а-166/2022, до 01.01.2009 года ставка земельного налога для ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России была равна 1,5%, впоследствии она устанавливалась дифференцировано: с 01.01.2009 - до 0,2%, с 01.01.2010 - до 0,35%, с 01.01.2011 - 0,45%, с 01.07.2016 - 0,25%, с 01.01.2021 - 0,35%, с 01.01.2022 - 0,45%. После принятия судом решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в„– в размере его рыночной стоимости, произошло снижение налоговой базы и как следствие снижение размера земельного налога, а поскольку действие судебного акта распространилось на предыдущие периоды, а именно на 2017 - 2019 годы, то бюджет Решемского сельского поселения должен был вернуть медицинскому центру уплаченные в предыдущие годы суммы земельного налога - <данные изъяты>, при этом поступление земельного налога в бюджет поселения в 2020 - 2021 годах снизилось на <данные изъяты>. Таким образом, Решемское сельское поселение вошло в 2020 финансовый год с просроченной кредиторской задолженностью по заключенным договорам в сумме <данные изъяты> и задолженностью перед ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России (т. 1 л.д. 124).
Как следует из содержания ч. 3 ст. 49 Устава Решемского сельского поселения формирование доходов бюджета поселения осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах, законодательством об иных обязательных платежах.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Объектом налогообложения, исходя из положений п. 1 ст. 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог.
Пункт 1 ст. 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
В силу пп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Исходя из приведенных норм НК РФ, налоговая ставка в отношении земель особо охраняемых территорий не может превышать 1,5%.
Как видно из оспариваемого решения в отношении земель особо охраняемых территорий налоговая ставка установлена в размере, не превышающем 1,5%, то есть в пределах, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.
В данной норме закреплено только предельное значение налоговой ставки и, следовательно, запрет на ее установление сверх указанного размера. Тем самым, такое нормативное регулирование направлено на защиту законных интересов налогоплательщиков и само по себе единовременное установление налоговой ставки в размере, не превышающем 1,5%, нарушением прав административного истца являться не может.
Статья 57 Конституции Российской Федерации, возлагая на граждан и организации одну из важнейших конституционных обязанностей платить законно установленные налоги и сборы, вместе с тем гарантирует им защиту в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными.
Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральными законами.
Пунктами 1, 3, 4 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы являются налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия к осуществлению не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Согласно п. 2 ст. 6 НК РФ нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в п. 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п. 1 настоящей статьи.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 установлены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С учетом схожести правового регулирования вопросов об определении размера арендной платы за землю и размера земельного налога в качестве платы за земельный участок, находящийся в собственности, суд считает возможность применить к спорным правоотношениям положения указанного нормативного правового акта.
В соответствии с данным постановлением Правительства к таким принципам, в частности относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которым отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, принцип предсказуемости расчета размера платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок ее расчета и случаи, в которых возможен ее пересмотр в одностороннем порядке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11.05.2004 в„– 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положения ст. 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
В развитие пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 г. в„– 582 приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. в„– 710 утверждены методические рекомендации по применению Основных принципов (далее - Методические рекомендации). В частности, в целях применения принципа в„– 1 (экономической обоснованности) рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины такой ставки.
На основании обсуждаемой ставки земельного налога осуществляется расчет размера земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, соответственно, в том числе и ее изменение не может носить произвольный характер, то есть основываться исключительно на усмотрении органа местного самоуправления относительно целесообразности ее изменения.
Компетентный орган должен иметь экономическое основание установленного им земельного налога, а также представить документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины налоговой ставки, в том числе с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
В подтверждение своих доводов об установлении ставки земельного налога в размере 0,97% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, административным ответчиком Советом Решемского сельского поселения было представлено Финансово-экономическое обоснование значения ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в границах Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, выполненное на основании заключенного муниципального контракта в„– 1-ОЗО от 17.10.2022 специалистом А.Г.В. ООО "Асэксперт" (далее Обоснование).
Согласно выводам вышеуказанного Обоснования, расчетное значение ставки земельного налога для земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в границах Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, составляет 0,97%.
При составлении данного Обоснования специалистом А.Г.В. использовались принципы экономической обоснованности, предсказуемости расчета, предельно допустимой простоты расчета, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, принцип запрета необоснованных предпочтений, использовались такие критерии, как: общеэкономические и политические факторы, факторы социально-экономического положения муниципалитета, факторы доходности деятельности на земельном участке, физические характеристики земельных участков, факторы, связанные с географическим положением земельных участков, оценивалась степень влияния результата предпринимательской деятельности на доходную часть бюджета района, степень негативного влияния на состояние земельного участка, степень влияния на формирование социальной привлекательности района, инвестиционная привлекательность деятельности, осуществляемой на земельных участках.
Оснований не доверять данному Обоснованию, выполненному специалистом А.Г.В., у суда не имеется, поскольку заключение является полным, обоснованным, проверяемым, выполнено специалистом, имеющим соответствующее образование, подтвержденное дипломами и аттестатами соответствия, при подготовке заключения специалист руководствовался действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области и научно-методической литературой. Специалистом А.Г.В. в полном объеме изучены факторы, влияющие на значение ставки земельного налога в целом по сельскому поселению.
Данное Обоснование было поддержано в судебном заседании допрошенным специалистом А.Г.В., а также представленными в материалы дела пояснениями и дополнительными пояснениями, из содержания которых следует, что в настоящее время не существует методики для определения ставок налога, в связи с чем, им применялись основные положения методики, утвержденной Постановлением Правительства РФ в„– 582 для определения арендной платы. Примененная при настоящем расчете специалистом А.Г.В. методика печаталась в научных изданиях, проверялась на практике, не опровергнута иными методиками.
Оснований не доверять показаниям допрошенного в судебном заседании специалиста А.Г.В. не имеется.
В опровержение доводов по установлению ставки земельного налога в размере 0,97%, административным истцом в материалы дела представлено заключение специалиста ООО Аудиторская фирма "Эксперт" Ц.Е.В., в соответствии с которым финансово-экономическое обоснование ставки земельного налога в отношение земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в границах Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, выполненное специалистом А.Г.В. ООО "Асэксперт", не удовлетворяет требованиям научной и методической обоснованности, а также рекомендациям, выработанным экономической наукой, экономически обоснованная ставка земельного налога составляет 0,45%. Представитель истца указывал также на то, что ставки налога по данной категории земель, установленные в иных сельских поселениях, районах не принимались специалистом А.Г.В. во внимание.
Специалист Ц.Е.В. также была допрошена в судебном заседании, представила в материалы дела дополнительные пояснения, из которых следует, что, действительно, в настоящее время методики по определению экономически обоснованных ставок налога не имеется, специалисты в данной области применяют основные положения методики, утвержденной Постановлением Правительства РФ в„– 582 для определения размера арендной платы. Методика расчета ставки налога, примененная специалистом Ц.Е.В., аналогична методике расчета, примененной специалистом А.Г.В., с той лишь разницей, что специалист Ц.Е.В. при расчете ставки налога применяла действующую на 01.01.2022 ставку налога равную 0,45%, и период, являющийся отправным для определения ставки с 01.01.2022 по 30.09.2022. Установив отсутствие изменений рыночных условий хозяйствования на земельных участках, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, отсутствие факторов, повышающих доходность хозяйственной деятельности на указанных земельных участках, определила ставку налога равную 0,45%.
Оснований не доверять показаниям специалиста Ц.Е.В. не имеется, однако, пояснения данного специалиста, равно как и представленные ею заключение и дополнительные пояснения, судом при рассмотрении настоящего дела во внимание приняты быть не могут, поскольку используя аналогичные расчеты и методику расчета земельного налога, специалист Ц.Е.В. принимала во внимание действующую с 01.01.2022 ставку налога равную 0,45%, считая, что данная ставка имеет под собой финансово-экономическое обоснование, в то время как, исходя из пояснений представителя административного ответчика, устанавливаемые ранее ставки налога по данной категории земель (0,25%, 0,35%, 0,45%) под собой финансово-экономического обоснования не имели, определялись по согласованию между сторонами: Советом Решемского сельского поселения и руководством ФГБУЗ "Медицинский центр Решма" ФМБА России. При таких обстоятельствах, при отсутствии финансово-экономического обоснования ставки налога 0,45%, принять во внимание заключение специалиста Ц.Е.В. с примененным ею расчетом, не представляется возможным.
Наличие арифметических недочетов, неясностей, математических ошибок в Обосновании, на которые указывала в ходе судебного заседания представитель административного истца, своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли, в опровержение указанных доводов административного истца допрошенным специалистом А.Г.В. даны полные и развернутые ответы, подготовлены пояснения и дополнительные пояснения, в которых приведен алгоритм расчета налога, проверены оспариваемые истцом коэффициенты, методики и таблицы. Расчеты специалиста А.Г.В. на отсутствие математических ошибок проверены судом в ходе судебного заседания.
Так, из пояснений и дополнительных пояснений, подготовленных на возражения административного истца, специалистом А.Г.В. указано, что в формуле расчета налоговой ставки им используется коэффициент К4, отражающий степень инвестиционной привлекательности, при этом, указание в таблице "-1" является математической опечаткой, не влияющей на данный показатель в целом, поскольку, при сумме оценок "0", необходимо применять корректировку множителя "1", так как при умножении факторов в итоговой таблице 14 с применением формулы 3, при умножении на "0" получится "0", чего быть не может, в связи с чем и был применен множитель равный "1", что на итоговую величину ставки налога не повлияло. Расчет коэффициента К3 произведен с помощью метода анализа иерархий, что допустимо. Методика, примененная специалистом Ц.Е.В., направлена на получение значения только изменения налоговой ставки за 9 месяцев, то есть специалист Ц.Е.В. в своем заключении отвечала на вопрос об изменениях за 9 месяцев, а не на вопрос о величине экономически обоснованной налоговой ставки. В финансово-экономическом обосновании специалиста А.Г.В. содержится вся необходимая информация относительно положения в стране, регионе, муниципальном образовании с приведением необходимых выводов и их дальнейшем использовании при обосновании налоговой ставки, указанная информация также применялась и специалистом Ц.Е.В. при даче ею рецензии на Обоснование, факторы, используемые в рамках Обоснования, также совпадают с факторами, используемыми специалистом Ц.Е.В.
Ссылка представителя административного истца на допущенные специалистом А.Г.В. математические ошибки при расчете по формуле СН = (Нмин + Нн мин) x К1 x К2 x К3 x К4, является несостоятельной, поскольку при расчете представитель административного истца не учел размерность используемых величин, так значение "0,3" принято в процентах, а значение "0,0026" принято в долях, значения, имеющие разную размерность, складывать недопустимо, что и привело представителя истца к иному показателю расчета. Также представителем истца применен отличный от примененного специалистом А.Г.В. расчет коэффициента К3, что и привело к математической ошибке. Так, алгоритм расчета коэффициента К3 следующий: 0,6370 x 1 + 0,2583 x 3,000 + 0,1047 x 3,000 = 1,7260. При расчете коэффициента К4 таблица 12 специалистом А.Г.В. применен множитель равный "1", ошибка в указании значения "сумма оценок" на итоговый результат не влияет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение специалиста А.Г.В. в полной мере удовлетворяет требованиям научной и методической обоснованности, рекомендациям, выработанным экономической наукой, предъявляемым к подобным документам, и может использоваться для обоснования значения ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в границах Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области.
В связи с вышеизложенным, суд не усмотрел оснований, предусмотренных ст. 77 КАС РФ, для назначения по делу судебной финансово-экономической экспертизы, с целью определения обоснованности заключения, данного специалистом А.Г.В., определения экономически обоснованной ставки земельного налога.
Доводы представителя административного истца относительно примененных ставок земельного налога по землям, отнесенным к землям особо охраняемых территорий и объектов, в иных сельских поселениях (Наволокское городское поселение, Батмановское сельское поселение, Горковское сельское поселение и т.д.), судом во внимание приняты быть не могут, поскольку доказательств наличия в данных поселениях финансово-экономического обоснования установленной ставки земельного налога материалы дела не содержат, административным истцом суду не представлено, более того, установление ставки земельного налога в иных сельских поселениях предметом настоящего административного спора не является, соответственно не подлежит проверке.
Доводы представителя административного истца о том, что в период с 2020 года по 2023 год ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Решемского сельского поселения увеличилась с 0,25% в 2020 году до 0,97% с 2023 года, т.е. более чем в три раза, основанием для удовлетворения административного иска являться не могут, поскольку, как указывалось выше, финансово-экономического обоснования установления ставки налога равной как 0,25%, так и 0,45% в Совете Решемского сельского поселения не имелось, а увеличение ставки земельного налога при наличии не опровергнутого Обоснования, содержащего финансово-экономическое обоснование установления ставки равной 0,97%, незаконным признано быть не может.
При таких обстоятельствах, суд находит действия Совета Решемского сельского поселения по установлению ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,97% обоснованными, не противоречащими приведенному нормативному регулированию, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, в целом оспариваемое в рамках данного административного дела Решение муниципального органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере налогообложения, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
При таких обстоятельствах, анализируя собранные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для признания не действующим со дня принятия нормативного правового акта - Решения Совета Решемского сельского поселения от 24 ноября 2022 г. в„– 31 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 г. в„– 29", в части установления ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,97 процента.
Ввиду отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФГБУЗ "Медицинский центр Решма" ФМБА России оснований для распределения судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины при подаче административного иска в соответствии со ст. 111 КАС РФ не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский центр Решма" Федерального медико-биологического агентства о признании не действующим со дня принятия нормативного правового акта - Решения Совета Решемского сельского поселения от 24 ноября 2022 г. в„– 31 "О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения "Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения" от 12.11.2010 г. в„– 29", в части установления ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,97 процента, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
ПЛАСТОВА Т.В.


------------------------------------------------------------------