Типы документов



Решение Ивановского областного суда от 28.02.2023 по делу N 3а-10/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующим приложения 1 Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 N 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино"> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-10/2023

УИД 37OS0000-01-2022-000201-50

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 06 марта 2023 г.

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Пластовой Т.В.,
при ведении протокола секретарем С.
с участием прокурора Родионовой О.В.
представителей административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области К., Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ивановского областного суда (г. Иваново, ул. Арсения, дом 3) административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные Энергетические Системы - Савино" о признании недействующим Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 в„– 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" приложение в„– 1,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные Энергетические Системы - Савино" (далее ООО "КЭС-Савино") обратилось в Ивановский областной суд с административным иском к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области, в котором просило признать недействующим Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 в„– 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" приложение в„– 1, 2.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемым Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" на 2023 год согласно приложению в„– 1, а также с 01 декабря 2022 г. произведена корректировка установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" на 2023 - 2024 год в соответствии с приложением в„– 2.
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 28 ноября 2022 г.
Административный истец полагает, что Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области при установлении экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" в приложениях в„– 1 и в„– 2 нарушены права и законные интересы истца, так как установленные тарифы не являются экономически обоснованными, вынуждают теплоснабжающую организацию работать в условиях убыточности.
Так, в соответствии с СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99 Строительная климатология", утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2020 в„– 859/пр, продолжительность отопительного сезона в Ивановской области составляет 214 суток.
Проанализировав продолжительность отопительного сезона календарно относящихся к 2021 году, истцом было установлено, что Постановлением Администрации Савинского муниципального района Ивановской области в„– 287-п от 11.05.2021 отопительный сезон 2020/2021 закончился 11 мая 2021 г., а начался отопительный сезон 2021/2022 - 15 сентября 2021 г. согласно Постановлению того же муниципального образования. Следовательно, превышение отопительного сезона суммарно составило 24 календарных дня, в течение которых административный истец осуществлял поставку тепловой энергии для обеспечения теплоснабжения потребителей.
Увеличение нормативной продолжительности отопительного сезона привело к тому, что сформировались недополученные доходы в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Так, потребителям, проживающим в необорудованных приборами учета многоквартирных жилых домах (далее МКД), начисление объемов потребления тепловой энергии производится на основании норматива, который предусматривает продолжительность отопительного сезона 214 суток, следовательно, объемы отпуска тепловой энергии в сверхнормативный период не учтены для ООО "КЭС-Савино". Также имеют место потери в трубопроводах теплоснабжения, не учтенные в расчете нормативных технологических потерь, поскольку данные нормативы технологических потерь были рассчитаны исходя из нормативной продолжительности отопительного периода 214 суток, а фактически продолжительность отопительного периода составила 238 суток, что Департаментом учтено не было.
Просил суд: признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 в„– 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" приложение в„– 1, 2.
Определением Ивановского областного суда от 28 февраля 2023 г. производство по делу в части признания недействующим Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 в„– 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию от котельной ООО "Теплопром" для потребителей ООО "КЭС-Савино" приложение в„– 2 к указанному Постановлению прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска в данной части.
В судебное заседание представитель административного истца ООО "КЭС-Савино" по доверенности адвокат Ж. не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Ранее, в судебном заседании представитель ООО "КЭС-Савино" по доверенности Ж. доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске, а также в дополнительных пояснениях к нему, из которых следует, что законодателем предусмотрена возможность определения состава расходов, их корректировки, включаемых в необходимую валовую выручку (далее НВВ) теплоснабжающей организации не только на основании формул, представленных в Методических указаниях по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 в„– 760-э, но и в приложениях к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. за в„– 306, а именно в пунктах в„– 18 и 19. Считал, что обоснованность отнесенных теплоснабжающей организацией расходов обусловлена необходимостью фактического увеличения продолжительности отопительного сезона, с необходимостью применения п. 49 Методических указаний, согласно которому в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с п. 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования. При этом, учету подлежат любые экономически обоснованные расходы теплоснабжающей организации, которые не были учтены регулирующим органом при определении НВВ для такой организации.
Представители административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее Департамент) по доверенностям К. и Т., действующие на основании доверенностей, с доводами административного иска не согласились, представили письменные возражения на иск, в котором указывали, что в связи с обращением ООО "КЭС-Савино" приказами Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 05.05.2021 в„– 19-у и 28.10.2022 в„– 80-у открыты дела: 1) об установлении тарифов на тепловую энергию на 2023 год от котельных по ул. Первомайская, ул. Больничный городок (ЦРБ), с. Архиповка (метод регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов (затрат)); 2) о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей в контуре котельной ООО "Теплопром" на 2023-2024 годы (метод регулирования тарифов - метод индексации установленных тарифов). Тарифы для ООО "КЭС-Савино" сформированы с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Приказа ФСТ России от 13.10.2013 в„– 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".Считали, что административный истец не доказал наличие убытков в виде недополученных доходов в части отпуска тепловой энергии в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, поскольку определить фактически отпущенное количество тепловой энергии потребителям и фактические (реальные) потери тепловой энергии в тепловых сетях при ее передаче невозможно в отсутствие приборов учета тепловой энергии у всех потребителей. Утвержденные Департаментом нормативы технологических потерь тепловой энергии при передаче по сетям ООО "КЭС-Савино" определены в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2005 в„– 325 (далее Порядок в„– 325), в соответствии с п. 10.1.2 которого при расчете нормативных потерь прогнозируемая продолжительность отопительного периода принимается как средняя из соответствующих фактических значений за последние пять лет или в соответствии со строительными нормами и правилами по строительной климатологии. При расчете нормативов технологических потерь продолжительность отопительного периода была принята в соответствии с СП 131.13330.2018, что не противоречит вышеуказанному пункту Порядка в„– 325.
Также указывали, что в соответствии с СП 131.13330.2018, действующими на момент принятия оспариваемого Постановления, продолжительность отопительного периода для Ивановской области составила 219 дней, в связи с чем, приводимые административным истцом расчеты неверны.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, выслушав мнение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. в„– 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания в„– 760-э).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. в„– 577-п, является названный Департамент.
Согласно п. 12 и 13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого в том числе и по предложению регулируемой организации с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных п. 15 и 16 указанных Правил.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методологическими указаниями (пункт 33 правил регулирования).
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 17 декабря 2021 г. за в„– 57-т/17 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2022 год, об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов для ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" установлены тарифы для ООО "КЭС-Савино" согласно приложений.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 в„– 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) согласно приложений в„– 1 и в„– 2.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" с Основами ценообразования, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Согласно п. 16 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; в) метод индексации установленных тарифов; г) метод сравнения аналогов.
При этом, в силу п. 17 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в одном из следующих случаев: а) в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов); ...
Особенности расчета тарифа с применением метода индексации установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний, особенности расчета тарифа с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) установлены разделом II Основ ценообразования и главой IV Методических указаний.
Из материалов дела следует, судом установлено, сторонами не оспаривалось, что ООО "КЭС-Савино" зарегистрировано 03.07.2020 за ОГРН 1203700011921 ИНН/КПП 3711050830/371101001.
ООО "КЭС-Савино" эксплуатирует объекты теплоснабжения: линию теплотрассы на основании договора аренды в„– от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с АО "Савинский Теплосервис"; квартальную котельную, расположенную по адресу: Ивановская область, Савинский район, п. Савино, ул. Первомайская, дом 43; оборудование котельной; земельный участок, расположенный по адресу: Ивановская область, Савинский район, п. Савино, ул. Первомайская, дом 43; транспортабельную котельную на основании договора аренды с АО "Савинский Теплосервис", расположенную по адресу: Ивановская область, Савинский район, п. Савино, ул. Больничный городок, дом 4; оборудование котельной; земельный участок, расположенный по адресу: Ивановская область, Савинский район, п. Савино, ул. Больничный городок, дом 4.
Таким образом, ООО "КЭС-Савино" с 03.08.2020 осуществляет на территории Савинского района Ивановской области: производство, передачу и сбыт тепловой энергии от квартальной котельной, расположенной по адресу: п. Савино, ул. Первомайская, дом 43; производство, передачу и сбыт тепловой энергии от котельной ЦРБ, расположенной по адресу: п. Савино, ул. Больничный городок, дом 4.
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 16.11.2020 в„– 99-у открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год и определен метод регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Также ООО "КЭС-Савино" эксплуатирует объекты теплоснабжения: котельную ткацкой фабрики с. Архиповка Савинского района на основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с МУП ЖКХ "Теплоэнергетик", расположенную по адресу: Ивановская область, Савинский район, с. Архиповка, ул. Ленина, дом 1 "б", а также оборудование данной котельной.
Таким образом, ООО "КЭС-Савино" с 08.10.2021 осуществляет на территории Савинского района Ивановской области: производство, передачу и сбыт тепловой энергии от котельной, расположенной в с. Архиповка Савинского района Ивановской области.
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 10.09.2021 в„– 68-у открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год от котельной с. Архиповка Савинского района и определен метод регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 17.12.2021 в„– 57-т/17 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2022 год, об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов для ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" (вместе с "Льготными тарифами на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям") установлены тарифы для потребителей ООО "КЭС-Савино" согласно приложению в„– 1 в следующих размерах:
- для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район), котельная ул. Первомайская п. Савино в первом полугодии 2022 г. - 2263,03, во втором полугодии 2022 - 2884,44;
- для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район), котельная ЦРБ п. Савино в первом полугодии 2022 года - 3367,63, во втором полугодии 3827,29;
- для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район), котельная с. Архиповка в первом полугодии 2022 г. - 2827,88; во втором полугодии 2022 - 2838,43.
В связи с обращением ООО "КЭС-Савино" приказами Департамента энергетики и тарифов Ивановской области открыты тарифные дела, в том числе:
об установлении тарифов на тепловую энергию на 2023 год от котельных по ул. Первомайская, ул. Больничный городок, с. Архиповка с методом регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с п. 28 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 (далее Правила в„– 1075), орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), согласно п. 29 которых проведение экспертизы предполагает проведение анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализа экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций.
По результатам экспертизы тарифных дел ООО "КЭС-Савино" подготовлено экспертное заключение, положенное в основу оспариваемого административным истцом Постановления.
Так, Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 в„– 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район), в том числе согласно приложению в„– 1 установлены тарифы для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2023 год: котельная ул. Первомайская п. Савино - 3329,65; котельная ЦРБ ул. Больничный городок п. Савино - 3690,03; котельная с. Архиповка - 3250,41.
Указанное выше Постановление в„– 53-т/1 от 24.11.2022 официально опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 28 ноября 2022 г.
Таким образом, оспариваемое Постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию. Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одними из методов регулирования тарифов являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат), необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций, расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.
В пункте 13 Основ ценообразования закреплен порядок учета дополнительно понесенных регулируемой организацией экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен.
В соответствии с указанной нормой в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
Абзацем 3 пункта 12 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года в„– 760-э, предусмотрено, что в случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 13 - 16, 20, 28 Правил регулирования).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в„– 760-э определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.
Суд полагает, что доводы административного истца о принятии оспариваемого Постановления в„– 53-т/1 от 24.11.2022 с нарушением тарифного законодательства подлежат отклонению в силу следующего.
Доводы административного истца о том, что при установлении тарифа для потребителей ООО "КЭС-Савино" для котельных по ул. Первомайская, ул. Больничный городок, с. Архиповка не были учтены недополученные доходы за 2021 год в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома (далее МКД), не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии (далее ОДПУ) в размере 1678,77 тыс. руб., судом отклоняются в силу следующего.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. в„– 354, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения в„– 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. в„– 306 (далее - Правила в„– 306), определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, а не порядок корректировки долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.
Назначение норматива потребления коммунальных услуги - определять плату граждан при отсутствии приборов учета у потребителя.
Для Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области (котельные ул. Первомайская, ул. Больничный городок) норматив расходов тепловой энергии на отопление установлен Постановлением Главы Администрации в„– 107 от 30 июля 2009 г. в редакции Постановления в„– 128 от 15.09.2009 в размере 0,01919 Гкал/кв. м.
Для потребителей тепловой энергии от МУП ЖКХ "Архиповский Тепловик" (котельная с. Архиповка Савинского района) норматив расходов тепловой энергии на отопление установлен Постановлением Главы Администрации Архиповского городского поселения в„– 4 от 30 января 2009 г. в редакции Постановления в„– 19 от 24.04.2009 в размере 0,02026 Гкал/кв. м/мес.
До настоящего времени данные нормативы не оспорены, действуют и не признаны незаконными.
Административный истец в дополнительных письменных пояснениях от 28 января 2023 г. (л.д. 160 - 163) считает возможным учесть недополученные доходы по формуле 20 Методических указаний, предусматривающей в своем составе такой показатель как корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 указанных выше Методических указаний, полагая, что даже в отсутствие каких-либо формул учету подлежат любые экономически обоснованные расходы, которые ранее не были учтены регулирующим органом при определении НВВ для такой организации.
С таким подходом административного истца согласиться нельзя, исходя из следующего.
Неучтенные экономически обоснованные расходы, а также выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением планового объема полезного отпуска над фактическим, подлежат учету регулирующим органом начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (пункт 13 Основ ценообразования, абзацы третий и пятый пункта 12 Методических указаний).
Таким образом, необходимым условием возмещения таких расходов является их фактическое несение и экономически обоснованный характер.
Действующим законодательством в области ценообразования в сфере теплоснабжения не предусмотрено возмещение расходов, образовавшихся вследствие недостаточности показателей нормативных актов, в данном случае установленного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов, должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определяют Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. в„– 760-э, разработанные в соответствии с Федеральным законом о теплоснабжении, Основами ценообразования и Правилами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075.
Указанное законодательство в области тарифного регулирования не предусматривает проверку установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг либо их пересчет исходя из фактических показателей в целях установления или корректировки долгосрочных тарифов с применением формул Правил в„– 306, на которые ссылался истец в своих дополнительных пояснениях.
Кроме того, в отсутствие приборов учета тепловой энергии у потребителей невозможно установить сам факт недостаточности норматива и возникновения убытков.
Предположение административного истца о том, что применение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению привело к убыткам, не имеет документального подтверждения, так как определить фактически отпущенное количество тепловой энергии потребителям и фактические (реальные) потери тепловой энергии в тепловых сетях при ее передаче невозможно в отсутствие приборов учета тепловой энергии у всех потребителей.
Указывая на наличие убытков от реализации тепловой энергии (услуг по передаче тепловой энергии), нельзя исключать возможность наличия различных факторов как объективного, так и субъективного характера, влияющих на их образование вне зависимости от установленного норматива.
Фактические объемы тепловой энергии, отпущенные населению, документально не подтверждены, поскольку отсутствуют показания приборов учета.
При этом расчет убытков выполнен административным истцом ООО "КЭС-Савино" некорректно и не подтверждает размер понесенных выпадающих доходов.
Рассчитанные истцом суммы убытков (недополученные доходы от применения экономически необоснованного тарифа), которые истец считает необходимым учесть при расчете НВВ и, соответственно, в тарифе на последующий период, не являются выпадающими, недополученными доходами от осуществления регулируемой деятельности по смыслу вышеперечисленных положений Основ ценообразования в„– 1075, и Методических указаний в„– 760-э, и не могут быть возложены на потребителей регулируемой организации в рамках установленного тарифа.
ООО "КЭС-Савино" заявлены дополнительные недополученные доходы в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома по котельным ул. Первомайская, ул. Больничный городок, с. Архиповска Савинского района, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии (расчет приобщен к административному иску на основании письма ООО "КЭС-Савино" от 07 июля 2022 г.).
Методика расчета дополнительных недополученных доходов, предложенная административным истцом, учитывает исключительно один фактор - увеличение продолжительности отопительного периода в днях, тогда как, на объем отпущенной тепловой энергии влияют и температура наружного воздуха, и температура теплоносителя в системах теплоснабжения, а возможно, и иные факторы.
Приведенная административным истцом в дополнительных письменных пояснениях к иску формула 19 Правил в„– 306 наглядно показывает, что количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, зависит не только от продолжительности отопительного периода (nо), но и от часовой тепловой нагрузки (qmax), температуры внутреннего воздуха в отапливаемых помещениях (tвн), среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро). Отклонение любого из перечисленных параметров по факту от плана влечет изменение объема тепловой энергии, поставленной в дом, как в большую, так и в меньшую сторону.
Таким образом, нельзя анализировать только один фактор, оказывающий влияние на объем тепловой энергии, без взаимосвязи с остальными составляющими.
Достоверно определить объем отпущенной тепловой энергии возможно только при наличии измерительных приборов - общедомового прибора учета тепловой энергии. В отсутствие же прибора учета довод истца о том, что расходы организации на теплоснабжение не в полной мере обеспечены тарифными источниками, нельзя признать обоснованным.
Кроме того, и отдельные показатели расчета административного истца также являются некорректными.
Как указывалось выше, для потребителей тепловой энергии Савинского муниципального района Ивановской области по котельным ул. Первомайская, ул. Больничный городок, с. Архиповка нормативы расхода тепловой энергии установлены Постановлением Главы Администрации в„– 107 от 30 июля 2009 г. в редакции Постановления в„– 128 от 15.09.2009 и Постановлением Главы Администрации Архиповского городского поселения в„– 4 от 30 января 2009 г. в редакции решения в„– 19 от 24.04.2009.
На дату утверждения норматива, а именно с 1 января 2000 г., действовали "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", утвержденные постановлением Госстроя России от 11.06.1999 в„– 45. Согласно таблице 1 "Климатические параметры холодного периода года", для Иваново при среднесуточной температуре воздуха менее 8 °C установлена продолжительность отопительного периода 219 дней, для г. Кинешма - 221 день.
По Ивановской области в таблице представлены сведения для г. Иваново и г. Кинешма. В соответствии с п. 1.2 постановления, в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Ближайший к п. Савино Ивановской области населенный пункт - г. Иваново (219 дней).
Таким образом, использование в расчете недополученных доходов продолжительности 214 дней является некорректным.
Суд также отмечает, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 261-ФЗ) собственники индивидуальных и многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение своих жилых домов приборами учета тепловой энергии до 1 июля 2012 г., а в случае если максимальный объем потребления тепловой энергии их жилого дома составляет менее чем 0,2 Гкал/ч - до 1 января 2019 г. Если же жилые дома в нарушение требований статьи 13 указанного федерального закона не были в установленный срок оснащены приборами учета тепловой энергии, теплоснабжающие организации обязаны сами совершить действия по оснащению их приборами учета тепловой энергии до 1 июля 2013 г., а в отношении жилых домов с максимальным объемом потребления тепловой энергии менее чем 0,2 Гкал/ч - до 1 января 2021 г.
В соответствии с Законом в„– 261-ФЗ ресурсоснабжающая организация обязана взаимодействовать с потребителями коммунальных услуг в части установления ОДПУ, тем самым реализовывая свое право по выставлению фактически отпущенных объемов потребителю, а также формирования корректного фактического полезного отпуска тепловой энергии за отчетный период. Своевременное оснащение многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении позволило бы достоверно определить фактический объем тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления, при любых изменениях параметров, в том числе увеличения продолжительности отопительного сезона.
Норматив потребления любой коммунальной услуги - это расчетная, усредненная величина, которая не дифференцируется с учетом изменений погодных условий, изменения продолжительности отопительного сезона и может не соответствовать фактическому потреблению коммунального ресурса в конкретном доме. В целях оплаты фактического потребления используемых коммунальных ресурсов необходимо устанавливать общедомовые приборы учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приоритет расчетов за коммунальные услуги на основании показаний приборов учета закреплен и статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 23 Методических указаний необходимая валовая выручка на i-й расчетный период регулирования, определяемая в соответствии с методом экономически обоснованных расходов, рассчитывается по формуле: (тыс. руб.) (1), где - величина, учитывающая экономически обоснованные расходы регулируемой организации (выпадающие доходы), подлежащие возмещению (со знаком "+") в i-м расчетном периоде регулирования, необоснованные расходы, подлежащие исключению из НВВ (со знаком "-") в i-м расчетном периоде регулирования, определяемые в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, а также экономию от сокращения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, подлежащую учету в НВВ в i-м расчетном периоде регулирования и определяемую в соответствии с пунктом 31 настоящих Методических указаний.
Расчет данного показателя по котельным по ул. Первомайская, ул. Больничный городок, с. Архиповка выполнен Департаментом и учтен в необходимой валовой выручке 2023 года, что следует из текста, приобщенного к материалам дела экспертного заключения, пояснений представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, а также письменного отзыва на административный иск.
Также несостоятельны доводы административного истца относительно потерь в трубопроводах теплоснабжения, не учтенных в расчете нормативных технологических потерь на 2021 год, исходя из следующего.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности и (или) ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного закона.
Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем, не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой или теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Федеральный законодатель предусмотрел возможность указанных организаций компенсировать потери энергии в тепловых сетях.
Так, затраты на компенсацию потерь энергии в тепловых сетях должны учитываться в НВВ в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, абзацем первым пункта 90 Основ ценообразования, предусматривающими, что при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются, по общему правилу, только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 117 Методических указаний, согласно которому в НВВ регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний).
Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 38 данного документа (абзац второй пункта 90 Основ ценообразования).
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 11 декабря 2020 г. в„– 118-п для ООО "КЭС-Савино" по квартальной котельной по ул. Первомайская и котельной ЦРБ по ул. Больничный городок утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по теплоносителю вода по котельной по ул. Первомайская - 898,51 Гкал, по котельной ул. Больничный городок 92,55 Гкал.
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 08 октября 2021 г. в„– 47-п для ООО "КЭС-Савино" по котельной в с. Архиповка утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по теплоносителю вода 980,7 Гкал, по теплоносителю пар - 257,6 Гкал, по теплоносителю конденсат - 49,4 Гкал.
Параметры регулирования деятельности ООО "КЭС-Савино" в форме технологических потерь тепловой энергии при передаче по сетям определены в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2005 в„– 325 (далее - Порядок в„– 325).
В соответствии с пунктом 10.1.2 Порядка в„– 325 при расчете нормативных потерь прогнозируемая продолжительность отопительного периода принимается как средняя из соответствующих фактических значений за последние 5 лет или в соответствии со строительными нормами и правилами по строительной климатологии. При расчете нормативов технологических потерь продолжительность отопительного периода принята в соответствии со сводом правил СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (для Иваново - 214 дней), что не противоречит пункту 10.1.2 Порядка в„– 325.
ООО "КЭС-Савино" фактически выражает свое несогласие с уровнем нормативных потерь, установленных на 2021 г. Вместе с тем, вышеуказанные Приказы Департамента об утверждении нормативов технологических потерь не оспорены и не отменены.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов, должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Исходя из содержания пункта 13 Основ ценообразования и пункта 12 Методических указаний, экономически обоснованные расходы организации, не учтенные при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), учитываются при установлении тарифов, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Применительно к 2021 году экономически обоснованными являются расходы на компенсацию потерь в тепловых сетях в размере нормативно установленных, в котором они и учтены в тарифах 2021 года.
Пересчет ранее утвержденных нормативных потерь тепловой энергии на 2021 год с применением фактической продолжительности отопительного периода не предусмотрен ни Порядком в„– 325, ни нормативными документами в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Ни в пункте 13 Основ ценообразования, ни в пункте 12 Методических указаний не поименованы такого рода недополученные доходы (экономически обоснованные расходы на покупку сверхнормативных потерь) в связи с изменением продолжительности отопительного периода как подлежащие учету в регулируемых тарифах следующих периодов.
Следовательно, при наличии действующих нормативов потерь на 2021 г., уровень которых установлен не оспоренными Приказами Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, восстановление, по мнению административного истца, нарушенных прав посредством учета сверхнормативных потерь при установлении (корректировке) тарифов в рамках статьи "выпадающие доходы за предшествующий период регулирования" не имеет под собой правовых оснований.
Таким образом, при формировании статьи затрат "Расходы на энергетические ресурсы" на 2023 г., а также при расчете корректировки с целью учета отклонения фактических параметров расчета тарифов за 2021 г. от значений, учтенных при установлении тарифов на 2021 год, Департаментом правомерно применены величина нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденная Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 11.12.2020 в„– 118-п и от 08.10.2021 в„– 47-п.
Суд также отмечает, что расчет убытков выполнен административным истцом некорректно с учетом только одного показателя - фактической продолжительности отопительного периода и не является объективно подтверждающим размер понесенных фактических расходов на покупку потерь.
Руководствуясь приведенными положениями федерального законодательства, установив, что уровень потерь тепловой энергии определен Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области надлежащим образом, суд находит подход, примененный тарифным органом при определении объема потерь, подлежащих учету в НВВ, правомерным.
При таких обстоятельствах суд находит действия регулятора по невключению в НВВ заявленных организацией ООО "КЭС-Савино" в качестве выпадающих (недополученных) доходов по результатам деятельности 2021 года со ссылкой на увеличение нормативной продолжительности отопительного сезона в части отпуска тепловой энергии в жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, потери в трубопроводах теплоснабжения, обоснованными, не противоречащими приведенному нормативному регулированию.
Таким образом, в целом оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
При таких обстоятельствах, анализируя собранные и исследованные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для признания недействующим Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 в„– 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" приложение в„– 1.
В виду отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований ООО "КЭС-Савино" в соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для распределения судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины при подаче административного иска не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные Энергетические Системы - Савино" о признании недействующим Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 в„– 53-т/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "КЭС-Савино" (Савинский район) на 2022 - 2024 годы" в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "КЭС-Савино" приложение в„– 1 - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
ПЛАСТОВА Т.В.


------------------------------------------------------------------