Типы документов



Решение Ивановского областного суда от 13.02.2023 по делу N а-4/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующим приложения 1 Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 16.11.2022 N 49-т/18 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "НТС" на 2023 год"> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2023 г. по делу в„– а-4/2023 (3а-182/2022)

37OS0N-44

<адрес>

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Степановой Л.А.
при секретаре Ж.Е.
при участии прокурора Родионовой О.В.
представителей по доверенности:
административного истца - Ж.А.,
административного ответчика - К.О., Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новоталицкие тепловые сети" к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 16 ноября 2022 года в„– 49-т/18 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "НТС" (Ивановский район) на 2023 год",

установил:

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 16.11.2022 в„– 49-т/18 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "НТС" (Ивановский район) на 2023 год" произведена корректировка установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "НТС" (Ивановский район) на 2023 год, приложение 1 к названному постановлению изложено в новой редакции, а именно тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, установлен на 2023 год в размере 3767,70 руб./Гкал. Данный тариф вводится в действие согласно примечанию к данному приложению с 1 декабря 2022 года (т. 1 л.д. 15 - 18).
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 22.11.2022.
ООО "Новоталицкие тепловые сети" (далее - ООО "НТС", общество) обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просило признать недействующим указанное постановление Департамента энергетики и тарифов в части установления для ООО "Новоталицкие тепловые сети" тарифа на тепловую энергию (приложение в„– 1).
Административный иск мотивирован тем, что установленный для общества тариф является экономически необоснованным, ввиду того, что фактическая продолжительность отопительных сезонов 2020/2021 и 2021/2022 превысила нормативную, в результате чего у общества сформировались недополученные доходы предприятия в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Объемы отпуска тепловой энергии в сверхнормативный период названных отопительных сезонов не учтены ООО "НТС" в полном объеме, предприятие не получило в полном объеме компенсацию своих затрат на производство тепловой энергии. Также нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2021 год были рассчитаны исходя из нормативной продолжительности отопительного периода и были утверждены Департаментом в количестве 8992,24 Гкал. Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии в 2021 году, пересчитанные на фактическую продолжительность отопительного сезона составили 9855,86 Гкал. Таким образом, ООО "НТС" в 2021 году понесло дополнительные расходы на топливо (газ), необходимые для выработки сверхнормативных потерь. Необоснованное занижение тарифа нарушает права и законные интересы административного истца, вынуждает теплоснабжающую организацию заведомо работать в условиях убыточности.
В судебном заседании представитель административного истца - ООО "НТС" Ж.А. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также дополнительных письменных и устных пояснениях (т. 1 л.д. 183 - 186, 197 - 199, 200 - 207). Полагал, что с учетом формулы 18 в пункте 18 приложения в„– 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, законодательно установленный порядок определения норматива потребления на коммунальную услугу по отоплению исходит из необходимости учета фактической продолжительности отопительного периода в месяцах (включая также и неполный месяц), в связи с чем Департамент, который уполномочен на установление нормативов потребления коммунальных услуг, должен был при определении неучтенных расходов руководствоваться Правилами от 23 мая 2006 г. в„– 306, поскольку отопительный период в 2021 г. в Ивановском муниципальном районе продолжался не 7 месяцев, на который рассчитан норматив потребления коммунальной услуги на отопление, а 9 месяцев. Считал, что экономически обоснованные расходы 2021 года необходимо было учесть в НВВ по формуле 20 Методических указаний в„– 760-э в рамках корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, которая определяется в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний. Также полагал, что размер фактических потерь тепловой энергии в сетях ООО "НТС" должен быть учтен Департаментом в целях определения дополнительных расходов на топливо по факту потерь тепловой энергии в 2021 году (показатель) и в целях определения необходимых расходов на топливо при установлении планового объема потерь тепловой энергии в сетях на 2023 год (показатель). Указал, что при проведении корректировки орган регулирования не учел сведения, отраженные в форме 46-ТЭ за 2021 год, согласно которым полезный отпуск, определенный по приборам учета, составил 83,9% от общего объема полезного отпуска тепловой энергии. Таким образом, более 75% фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета, вследствие чего регулирующим органом на основании п. 118 Методических указаний должно быть применено значение фактических потерь тепловой энергии в сетях ООО "НТС".
При этом считал необоснованной позицию Департамента о невозможности применения данного пункта ввиду отсутствия ссылок на него в поданной заявке.
Представители административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области К.О., Т.Е. возражали относительно удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 1 л.д. 85 - 89, 180 - 182, 208 - 209), из которых следует, что пересчет ранее утвержденных нормативных потерь тепловой энергии на 2021 год с применением фактических температур наружного воздуха, фактической продолжительности отопительного периода, а также проверка установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг либо их пересчет исходя из фактических показателей в целях установления или корректировки долгосрочных тарифов с применением формул Правил в„– 306 не предусмотрено нормативными документами в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Применение п. 118 Методических указаний возможно при наличии определенных условий, одним из которых является выполнение инвестиционной программы. Расчет расходов по п. 118 при подаче тарифной заявки истцом не представлялся.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 в„– 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания в„– 760-э).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. в„– 577-п.
В силу пунктов 12 - 17, 28, 30 - 32 Правил, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представленных материалов.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО "НТС" оказывает услуги теплоснабжения (производство, передачу и сбыт тепловой энергии) и, следовательно, деятельность ООО "НТС" подлежала государственному регулированию.
Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 22.10.2019 г. в„– 1574 ООО "НТС" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности котельной на ул. Радужная.
ООО "НТС" осуществляет свою деятельность с использованием имущества по договорам аренды.
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 05.05.2022 г. в„– 19-у на основании заявления общества от 26 апреля 2022 года (т. 1 л.д. 62) открыто тарифное дело об установлении тарифов на тепловую энергию с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2023 год. 2023 год является третьим годом долгосрочного периода регулирования 2021 - 2023 г. г. (тарифы для ООО "НТС" на 2021 - 2023 год были утверждены постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 11.12.2020 в„– 69-т/10, на 2022 - 2023 г. г. - постановлением Департамента от 26.11.2021 г. в„– 52-т/2. Тарифы установлены методом индексации).
В дополнение к первоначально направленному пакету документов ООО "НТС" заявлены выпадающие доходы за 2021 г., возникшие в связи с превышением фактической продолжительности отопительного сезона, календарно приходящегося на 2021 г., над нормативно установленной, в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в сумме 382,348 тыс. руб. и в части потерь тепловой энергии, не учтенных в расчете нормативных потерь на 2021 г., в размере 863,6 Гкал, что в денежном выражении составляет 782997,2 руб.
Департаментом проведена экспертиза представленных предприятием тарифных предложений, о чем 16 ноября 2022 года составлено экспертное заключение (т. 1 л.д. 112 - 171).
На заседании правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 16 ноября 2022 года (протокол в„– 49/8, т. 1 л.д. 103 - 108) принято решение произвести с 01.12.2022 году корректировку установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "НТС" (Ивановский район) на 2023 год, установив тарифы на тепловую энергию, изложив приложение 1 к постановлению Департамента от 11.12.2020 г. в„– 69-т/10 в новой редакции.
В этот же день вынесено оспариваемое постановление, текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 35 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года в„– 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" размещен на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 22.11.2022.
Правомочность органа, принявшего оспариваемое постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом не оспаривалась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела, тарифного дела следует, что тариф для ООО "НТС" установлен с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагается расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности.
Установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений (пункт 28 Правил регулирования).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).
В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года), в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В силу п. 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
Административный истец полагает, что в рамках проведенной корректировки органом регулирования долгосрочных тарифов не были учтены выпадающие доходы за 2021 год, в том числе в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в связи с продолжительностью отопительного периода в размере 382,348 тыс. руб., считая, что при определении неучтенных расходов Департамент должен был руководствоваться Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 в„– 306 (далее - Правила в„– 306).
Суд не может согласиться с данной позицией административного истца в силу следующего.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. в„– 354, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения в„– 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Правила от 23 мая 2006 г. в„– 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, а не порядок корректировки долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.
Назначение норматива потребления коммунальных услуги - определять плату граждан при отсутствии приборов учета у потребителя.
Для Ивановского муниципального района норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден постановлением главы Администрации Ивановского муниципального района от 27 сентября 2001 г. в„– 1178.
До настоящего времени данный норматив не оспорен, действует и не признан незаконным.
Административный истец в дополнительных письменных пояснениях при рассмотрении дела считает возможным учесть недополученные доходы по формуле 20 Методических указаний, предусматривающей в своем составе такой показатель как корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, полагая, что даже в отсутствие каких-либо формул учету подлежат любые экономически обоснованные расходы, которые ранее не были учтены регулирующим органом при определении НВВ для такой организации.
С таким подходом регулируемой организации согласиться нельзя.
Неучтенные экономически обоснованные расходы, а также выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением планового объема полезного отпуска над фактическим, подлежат учету регулирующим органом начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (пункт 13 Основ ценообразования, абзацы третий и пятый пункта 12 Методических указаний).
Таким образом, необходимым условием возмещения таких расходов является их фактическое несение и экономически обоснованный характер.
Действующим законодательством в области ценообразования в сфере теплоснабжения не предусмотрено возмещение расходов, образовавшихся вследствие недостаточности показателей нормативных актов, в данном случае установленного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов, должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определяют Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. в„– 760-э, разработанные в соответствии с Федеральным законом о теплоснабжении, Основами ценообразования и Правилами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075.
Указанное законодательство в области тарифного регулирования не предусматривает проверку установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг либо их пересчет исходя из фактических показателей в целях установления или корректировки долгосрочных тарифов с применением формул Правил в„– 306.
Кроме того, в отсутствие приборов учета тепловой энергии у потребителей невозможно установить сам факт недостаточности норматива и возникновения убытков.
Предположение о том, что применение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению привело к убыткам, не имеет документального подтверждения, так как определить фактически отпущенное количество тепловой энергии потребителям и фактические (реальные) потери тепловой энергии в тепловых сетях при ее передаче невозможно в отсутствие приборов учета тепловой энергии у всех потребителей.
Кроме того, нельзя исключать возможность наличия различных факторов как объективного, так и субъективного характера, влияющих на образование убытков от реализации тепловой энергии (услуг по передаче тепловой энергии) вне зависимости от установленного норматива.
Фактические объемы, отпущенные населению, документально не подтверждены (показания приборов учета отсутствуют).
При этом расчет убытков выполнен административным истцом некорректно и не подтверждает размер понесенных выпадающих доходов.
Обществом заявлены дополнительные недополученные доходы в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, расчет которых приобщен к материалам тарифного дела и к административному иску (т. 1 л.д. 20 - 59).
Методика расчета дополнительных недополученных доходов, предложенная административным истцом, учитывает исключительно один фактор - увеличение продолжительности отопительного периода в днях.
Вместе с тем, на объем отпущенной тепловой энергии влияют температура наружного воздуха, температура теплоносителя в системах теплоснабжения, а также иные факторы.
Указанное подтверждает приведенная административным истцом в письменных пояснениях к иску формула 19 Правил в„– 306, из которой следует, что количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, зависит не только от продолжительности отопительного периода (nо), но и от часовой тепловой нагрузки (qmax), температуры внутреннего воздуха в отапливаемых помещениях (tвн), среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро). Отклонение любого из перечисленных параметров по факту от плана влечет изменение объема тепловой энергии, поставленной в дом, как в большую, так и в меньшую сторону.
Таким образом, нельзя анализировать только один фактор, оказывающий влияние на объем тепловой энергии, без взаимосвязи с остальными составляющими.
Достоверно определить объем отпущенной тепловой энергии возможно только при наличии измерительных приборов - общедомового прибора учета тепловой энергии.
В отсутствие прибора учета довод о том, что расходы организации на теплоснабжение не в полной мере обеспечены тарифными источниками, нельзя признать обоснованным.
Кроме того, как верно отметил орган регулирования, отдельные показатели расчета истца также являются некорректными.
Так "годовое потребление МКД по нормативу администрации из расчета установленного количества дней ОЗП 214 суток" указано в размере 2365,062 Гкал.
Однако обоснование порядка расчета такого объема (2365,062 Гкал) отсутствует.
В расчете административный истец исходил из установленного нормативными документами количества дней ОЗП - 214 суток.
Вместе с тем, для Ивановского муниципального района норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден постановлением главы Администрации Ивановского муниципального района от 27 сентября 2001 г. в„– 1178.
На дату утверждения норматива, а именно с 1 января 2000 г., действовали "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", утвержденные постановлением Госстроя России от 11.06.1999 в„– 45. Согласно таблице 1 "Климатические параметры холодного периода года", для Иваново при среднесуточной температуре воздуха менее 8 °C установлена продолжительность отопительного периода 219 дней.
По Ивановской области в таблице представлены сведения для г. Иваново и г. Кинешма. В соответствии с п. 1.2 постановления, в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Ближайший к с. Ново-Талицы Ивановского района населенный пункт - г. Иваново (219 дней).
Таким образом, использование в расчете недополученных доходов продолжительности 214 дней также является необоснованным.
Этот же показатель (214 дней) использован истцом в расчете среднесуточного потребления МКД по нормативу администрации, который определен в объеме 11,05 Гкал.
То есть объем тепловой энергии, приходящийся на один день, также определен в расчете истца некорректно.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 261-ФЗ) собственники индивидуальных и многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение своих жилых домов приборами учета тепловой энергии до 1 июля 2012 г., а в случае если максимальный объем потребления тепловой энергии их жилого дома составляет менее чем 0,2 Гкал/ч - до 1 января 2019 г. Если же жилые дома в нарушение требований статьи 13 указанного федерального закона не были в установленный срок оснащены приборами учета тепловой энергии, теплоснабжающие организации обязаны сами совершить действия по оснащению их приборами учета тепловой энергии до 1 июля 2013 г., а в отношении жилых домов с максимальным объемом потребления тепловой энергии менее чем 0,2 Гкал/ч - до 1 января 2021 г.
В соответствии с Законом в„– 261-ФЗ ресурсоснабжающая организация обязана взаимодействовать с потребителями коммунальных услуг в части установления ОДПУ, тем самым реализовывая свое право по выставлению фактически отпущенных объемов потребителю, а также формирования корректного фактического полезного отпуска тепловой энергии за отчетный период. Своевременное оснащение многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении позволило бы достоверно определить фактический объем тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления, при любых изменениях параметров, в том числе увеличения продолжительности отопительного сезона.
Норматив потребления любой коммунальной услуги - это расчетная, усредненная величина, которая не дифференцируется с учетом изменений погодных условий, изменения продолжительности отопительного сезона и может не соответствовать фактическому потреблению коммунального ресурса в конкретном доме. В целях оплаты фактического потребления используемых коммунальных ресурсов необходимо устанавливать общедомовые приборы учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Приоритет расчетов за коммунальные услуги на основании показаний приборов учета закреплен статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административным истцом в дополнительной заявке также были предъявлены для включения в необходимую валовую выручку недополученные доходы в части потерь в трубопроводах теплоснабжения в размере 863,6 Гкал на сумму 782,9972 тыс. руб. Указанная сумма не принята органом регулирования.
В разделе VII экспертного заключения от 16 ноября 2022 г. (т. 1 л.д. 124 - 129) приведено обоснование корректировки с целью учета фактических значений за 2021 год, в том числе в п. 1.3.1 - расходов на приобретение топлива, в п. 3 раздела VIII Департаментом произведена оценка предложения Общества об учете в рамках корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию выпадающих доходов 2021 г.
ООО "НТС" заявило о своем несогласии с действиями Департамента, поскольку тарифный орган не учел объем сверхнормативных потерь тепловой энергии, которые образовались по факту 2021 г. в связи с увеличением продолжительности отопительного периода, в то время как ООО "НТС" в 2021 году понесло дополнительные расходы на топливо (газ), необходимые для выработки этих сверхнормативных потерь.
Суд считает позицию органа регулирования законной и обоснованной исходя из следующего.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности I или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного закона.
Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой или теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Федеральный законодатель предусмотрел возможность указанных организаций компенсировать потери энергии в тепловых сетях.
Так, затраты на компенсацию потерь энергии в тепловых сетях должны учитываться в НВВ в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, абзацем первым пункта 90 Основ ценообразования, предусматривающими, что при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются, по общему правилу, только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 117 Методических указаний, согласно которому в НВВ регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов, должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 23.10.2020 г. в„– 96-п для ООО "НТС" утверждена величина нормативов технологических потерь в тепловых сетях на 2021 год в размере 8992,24 Гкал (т. 1 л.д. 100 - 102).
При расчете нормативов технологических потерь ООО "НТС" продолжительность отопительного периода принята в соответствии со сводом правил СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (стр. 7 для Иваново - 214 дней), что не противоречит пункту 10.1.2 Порядка в„– 325, предусматривающему, что при расчете нормативных потерь прогнозируемая продолжительность отопительного периода принимается как средняя из соответствующих фактических значений за последние 5 лет или в соответствии со строительными нормами и правилами по строительной климатологии.
Отвергая предложение Общества, орган регулирования верно со ссылкой на пункт 31 Основ ценообразования указал на то, что нормативные потери были определены в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. в„– 325.
Организация фактически выражает свое несогласие с уровнем нормативных потерь, установленных на 2021 г. Вместе с тем приказ Департамента об утверждении нормативов технологических потерь не оспорен и не отменен.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 23.10.2020 г. в„– 50-ип(тс)/1 "Об утверждении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ООО "Новоталицкие тепловые сети (Ивановский район, с. Ново-Талицы) на 2021-2023 годы" утверждена инвестиционная программа для ООО "НТС" (т. 1 л.д. 90 - 99). В приложениях 3, 4 к данному постановлению утверждены плановые значения показателей, достижение которых предусмотрено в результате реализации мероприятий инвестиционной программы, показателей надежности и энергетической эффективности объектов централизованного теплоснабжения на период действия инвестиционной программы.
В соответствии с п. 3 ст. 23.1 ФЗ от 27.07.2010 г. в„– 190-ФЗ плановые показатели устанавливаются утвержденной инвестиционной программой в отношении предусмотренных данной программой объектов теплоснабжения. На 2021 год норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии на тепловых сетях ООО "НТС" учтен в размере 8992,20 Гкал, что соответствует плановым показателям инвестиционной программы (п. 5 приложения 3, пп. 3.1.1 п. 3 приложения 4 к постановлению в„– 50-ип(тс/1)).
Пункт 52 Основ ценообразования предусматривает ежегодную в течение долгосрочного периода регулирования корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями в„– 760 с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Исходя из содержания пункта 13 Основ ценообразования и пункта 12 Методических указаний, экономически обоснованные расходы организации, не учтенные при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), учитываются при установлении тарифов, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Применительно к 2021 году экономически обоснованными являются расходы на компенсацию потерь в тепловых сетях в размере нормативно установленных, в котором они и учтены в тарифах 2021 года.
Пересчет ранее утвержденных нормативных потерь тепловой энергии на 2021 г. с применением фактической продолжительности отопительного периода не предусмотрено Порядком в„– 325, а также нормативными документами в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Ни в пункте 13 Основ ценообразования, ни в пункте 12 Методических указаний не поименованы такого рода недополученные доходы (экономически обоснованные расходы на покупку сверхнормативных потерь) в связи с изменением продолжительности отопительного периода как подлежащие учету в регулируемых тарифах следующих периодов.
Таким образом, при наличии действующих нормативов потерь на 2021 г., восстановление нарушенных прав ООО "НТС" посредством учета сверхнормативных потерь при корректировке тарифов в рамках статьи "выпадающие доходы за предшествующий период регулирования" не имеет под собой правовых оснований.
При этом как уже отмечалось выше, расчет убытков выполнен административным истцом некорректно с учетом только одного показателя - фактическая продолжительность отопительного периода и не является объективно подтверждающим размер понесенных фактических расходов на покупку потерь.
Суд также считает необоснованными доводы истца, заявленные в судебном заседании, о том, что фактические потери в сетях Департамент должен был рассчитывать по п. 118 Методических указаний, поскольку по данным формы в„– 46-ТЭ за 2021 год более 75% объемов тепловой энергии реализовано по приборам учета исходя из следующего.
По мнению административного истца Департаменту необходимо было определить объем фактических потерь по формулам 78, 79 Методических указаний и учесть их вместо нормативных потерь при расчете показателя в формуле 20 (плановые потери на 2023 год) и при определении показателя в формуле 21 Методических указаний (фактические потери за 2021 год).
Нормативные технологические потери тепловой энергии - это технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов в инженерных системах.
Сверхнормативные потери тепловой энергии являются нерациональным расходом ресурса, что не должно допускаться сетевой организацией путем своевременного проведения реконструкции и модернизации тепловых сетей.
Однако при определенных условиях Методические указания допускают возможность учитывать сверхнормативные потери в сетях при тарифном регулировании на плановый период (2023 год).
В соответствии с пунктом 40 Методических указаний, расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 Методических указаний.
При этом для организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, при отсутствии нормативных технологических потерь, установленных на долгосрочный период регулирования, для каждого последующего года долгосрочного периода регулирования учитывается объем нормативных технологических потерь, установленный для первого года долгосрочного периода регулирования, если иное не предусмотрено пунктом 118 настоящих Методических указаний.
В соответствии с пунктом 118 Методических указаний, в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
Величина фактического объема потерь согласно данному пункту (Vпотф) определяется по формуле 78.
Долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "НТС" установлены на долгосрочный период 2021 - 2023 гг. постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 11.12.2020 в„– 69-т/10.
В соответствии с пунктом 40 Методических указаний, расходы на приобретение энергетических ресурсов ООО "НТС", в том числе топливо, на каждый год долгосрочного периода регулирования (на 2021, 2022, 2023) рассчитаны до начала долгосрочного периода регулирования (в 2020 году) в соответствии с пунктами 26, 27 Методических указаний.
Согласно экспертному заключению на 2021 - 2023 годы от 11.12.2020 (т. 1 л.д. 149 - 171), до начала долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка ООО "НТС" на 2023 год сформирована исходя из затрат на топливо для производства нормативного объема потерь тепловой энергии в сетях в размере 8 549,9 Гкал.
Расходы на топливо по факту 2021 г. (пункт 1.3.1 экспертного заключения от 16.11.2022 г.) определены Департаментом по формуле 29 Методических указаний, исходя из нормативного удельного расхода топлива, утвержденного на 2021 год приказом Департамента от 4 декабря 2019 г. в„– 117-п и цены условного топлива, сложившейся по факту 2021 года по отчетности предприятия.
Расчет расходов на топливо (как по факту 2021 года, так и по плану 2023 года) содержится в приложении к экспертному заключению (т. 1 л.д. 136), и произведен с учетом объема потерь, учтенных при установлении тарифов на 2021 год, то есть в объеме нормативных потерь, что не противоречит пункту 31 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле 20 (в случае с ООО "НТС" i-й год - это 2023 год - последний год долгосрочного периода регулирования).
Формула 20 содержит показатель - скорректированные плановые расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в i-м году (2023 году), определяемые в соответствии с пунктом 50 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования.
Согласно п. 50 Методических указаний при корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя объемы используемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя корректируются при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 118 настоящих Методических указаний, в соответствии с указанным пунктом.
Из анализа указанных положений Методических указаний следует, что применение порядка, установленного в пункте 118 допускается при расчете расходов на приобретение топлива на плановый период до начала долгосрочного периода, то есть на 2021 - 2023 годы, и впоследствии при корректировке также на плановый период 2022 и 2023 годов при наступлении обстоятельств, указанных в этом пункте.
Согласно п. 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 в„– 1075 орган регулирования проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов).
Расчет величины фактического объема потерь, определяемого по формуле 78 Методических указаний, в тарифных заявках ни на 2021, ни на 2023 год истец не заявлял, обосновывающих документов не представлял.
Статистическая форма 46-ТЭ, в которой по мнению административного истца содержатся сведения об объемах полезного отпуска, сама по себе не подтверждает право ООО "НТС" претендовать на учет фактических потерь согласно п. 118 Методических указаний. Данная форма содержит графы: сведения об объеме полезного отпуска тепловой энергии с использованием технических средств измерений (графа - "по приборам учета") и объеме по нормативам потребления коммунальных услуг (графа "определенный расчетным методом"). Распределение объемов тепловой энергии между графами осуществляется сотрудником теплоснабжающей организации и проверить достоверность представленных в форме 46-ТЭ сведений в отсутствие иных документов (подтверждающих наличие исправных коммерческих приборов учета у потребителей, ведомостей показаний приборов учета и т.п.), невозможно.
Напротив, при формировании тарифной заявки ООО "НТС" предоставило расчет полезного отпуска тепловой энергии на 2023 год, заявив нормативные технологические потери, установленные приказом Департамента от 23.10.2020 в„– 96-п на 2023 год в размере 8 549,9 Гкал, не претендуя на фактические потери согласно п. 118 Методических указаний (т. 1 л.д. 132).
Учет расходов на топливо в объемах, необходимых для производства фактических потерь при выполнении условий пункта 118 Методических указаний, с целью учета таких расходов при проведении корректировки за год (i-2) не предусмотрено нормативными документами.
Пункты 50, 118 Методических указаний допускают при корректировке плановой НВВ 2023 года учесть потери в сетях в составе показателя (скорректированный план на 2023 год) на уровне фактических потерь 2021 года в сетях с применением темпов снижения с целью доведения их до нормативного уровня при наличии инвестиционной программы.
Вместе с тем в пункте 118 не указано на возможность учета фактических потерь в составе корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов (за год i-2 - 2021 год) от значений, учтенных при установлении тарифов за 2021 год (показатель в формуле 21 Методических указаний).
Поскольку сверхнормативные потери являются нерациональным расходом ресурса, законодатель определил второе условие для учета фактических потерь вместо нормативных (плановых) - это применение темпов снижения объемов потерь до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
Как уже отмечалось, инвестиционная программа в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Новоталицкие тепловые сети" (Ивановский район, с. Ново-Талицы) на 2021 - 2033 годы утверждена постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 23.10.2020 в„– 50-ип(тс)/1. Из формы 2-ИП ТС (приложение 2 к постановлению в„– 50-ип(тс)/1) следует, что организация планирует реконструировать тепловые сети и сети горячего водоснабжения общей протяженностью 3 164,7 метра.
Согласно утвержденной инвестиционной программе, а также расчету нормативных технологических потерь на 2021 - 2023 годы, общая протяженность тепловых сетей ООО "НТС" составляет 14 616,4 метров (в 2-х трубном исчислении).
Формулой 78 определен порядок определения величины фактического объема потерь исходя из показателей фактического объема отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии, в предыдущем отчетном периоде, фактического объема отпуска тепловой энергии из тепловых сетей, определенных по показаниям приборов учета, в предыдущем отчетном периоде и доли фактического объема отпуска тепловой энергии из тепловых сетей по показаниям приборов учета в предыдущем отчетном периоде.
Суд соглашается с позицией Департамента о том, что вышеуказанные показатели формулы 78 подразумевают определение годовой величины фактических потерь в целом по системе теплоснабжения, а не в отдельных участках. То есть учету в тарифной выручке подлежат фактические потери во всех эксплуатируемых организацией тепловых сетях.
Поскольку мероприятия инвестиционной программы ООО "НТС" учитывают реконструкцию лишь части (примерно одной пятой от всей протяженности) сетей, то они не могут обеспечить доведение показателей энергетической эффективности предприятия до нормативной величины.
Применение формул 78, 79 в отсутствие мероприятий по протяженным участкам тепловых сетей ООО "НТС" приведет к включению в необходимую валовую выручку сверхнормативных потерь в тех сетях, которые организация и не планировала приводить в надлежащее состояние.
Кроме того, согласно отчету по выполнению инвестиционной программы ООО "НТС" за 2021 год (письмо от 04.05.2022 в„– 66-05/2022, т. 1 л.д. 210) запланированные мероприятия инвестиционной программы исполнены теплоснабжающей организацией не в полном объеме, в частности организацией не выполнен ряд мероприятий на тепловых сетях по уменьшению потерь в эксплуатируемых сетях (форма 6.1-ИП ТС, т. 1 л.д. 211 - 215). Согласно таблице 2 формы 6.2-ИП ТС (т. 1 л.д. 216 - 217) предприятием не достигнуты показатели энергетической эффективности: потери тепловой энергии составили 13401,907 Гкал против утвержденных в инвестиционной программе 8992,240 Гкал.
Суд считает верными доводы административного ответчика о том, что для применения п. 118 Методических указаний недостаточно одного лишь факта наличия приборов учета у 75% потребителей. Для этого также необходимо выполнение обязательств, взятых на себя регулируемой организацией согласно утвержденной органом регулирования по согласованию с органом местного самоуправления инвестиционной программы. Только в случае 100% исполнения инвестиционной программы в установленные сроки, регулируемая организация может претендовать на учет фактических потерь с применением темпа их снижения до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
Компенсация фактических потерь при невыполнении инвестиционной программы нарушает не только права потребителей, но и экономический баланс между правами потребителей и регулируемой организации.
Руководствуясь приведенными положениями федерального законодательства, суд находит правильным подход, примененный тарифным органом при определении объема потерь, подлежащих учету в НВВ.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 16 ноября 2022 года в„– 49-т/18 федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем не подлежит признанию недействующим.
Основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Новоталицкие тепловые сети" к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 16 ноября 2022 года в„– 49-т/18 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "НТС" (Ивановский район) на 2023 год" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
СТЕПАНОВА Л.А.

Мотивированное решение составлено 1 марта 2023 года.


------------------------------------------------------------------