Типы документов



Решение Ивановского областного суда от 06.02.2023 по делу N 3а-6/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения 1 Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 22.11.2022 N 52-т/3 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "ИнвестЭнерго" на 2023 - 2024 годы"> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-6/2023

г. Иваново

Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Запятовой Н.А.
при секретаре судебного заседания Р.
с участием прокурора Куприяновой М.С.,
а также представителей: административного истца Ж., административного ответчика К., Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестЭнерго" о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 22 ноября 2022 г. в„– 52-т/3 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "ИнвестЭнерго" (Ивановский район, с. Подвязновский) на 2023 - 2025 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "ИнвестЭнерго" (Ивановский район, с. Михалево) на 2023 - 2024 годы",

установил:

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент, орган регулирования) от 22 ноября 2022 г. в„– 52-т/3 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "ИнвестЭнерго" (Ивановский район, с. Подвязновский) на 2023 - 2025 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО "ИнвестЭнерго" (Ивановский район, с. Михалево) на 2023 - 2024 годы" (далее - Постановление в„– 52-т/3) с 1 декабря 2022 г. в том числе произведена корректировка установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2023 - 2025 годы для потребителей общества с ограниченной ответственностью "ИнвестЭнерго" (далее - ООО "ИнвестЭнерго", Общество, организация) в с. Подвязновский Ивановского района в соответствии с приложением 1 к Постановлению (руб./Гкал без НДС) с календарной разбивкой по полугодиям:

2021
1999,29
2229,36
2022
2344,22
2551,47 <*>
2023
2869,96 <**>

2024
2869,96
3285,55
2025
3128,71
3248,23

Не согласившись с уровнем тарифов, ООО "ИнвестЭнерго" заявило требования о признании недействующим приложения 1 к Постановлению в„– 52-т/3.
По мнению административного истца, Департамент неправомерно не принял к учету в тарифах заявленные организацией выпадающие доходы за 2021 год в виде:
1. Недополученных доходов в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в размере 947,251 тыс. руб.
2. Экономических обоснованных расходов на покупку потерь тепловой энергии в трубопроводах теплоснабжения, не учтенных в расчете нормативных технологических потерь на 2021 год, в размере 165,4 Гкал на сумму 184,630 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в связи с превышением фактической продолжительности отопительных сезонов 2020/2021 и 2021/2022, календарно относящихся к периоду 2021 г., над нормативно установленной на 24 дня, в течение которых Общество осуществляло поставку тепловой энергии для обеспечения теплоснабжения потребителей, у организации сформировались недополученные доходы в сумме 947,251 тыс. руб. в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, поскольку норматив теплопотребления, установленный постановлением главы администрации Ивановского района Ивановской области от 27 сентября 2001 г. в„– 1178, предусматривает продолжительность отопительного сезона в соответствии со сводом правил СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (для г. Иваново - 214 дней). Таким образом, объемы отпуска тепловой энергии в сверхнормативный период отопительного сезона не учтены, следовательно, организация не получила в полном объеме компенсацию своих затрат на производство тепловой энергии в указанный период для "нормативных потребителей".
Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2021 г. также были рассчитаны, исходя из нормативной продолжительности отопительного периода, и утверждены Департаментом в количестве 2087,8 Гкал, тогда как, по расчетам Общества нормативы технологических потерь, пересчитанных на фактическую продолжительность отопительного сезона, приходящегося на 2021 г., составили 2253,2 Гкал, что больше на 165,4 Гкал. Таким образом, организация понесла дополнительные расходы на покупку тепловой энергии в целях компенсации потерь тепловой энергии, возникающих в сверхнормативный отопительный период, в сумме 184,630 тыс. руб.
В судебном заседании представитель административного истца Ж. поддержал заявленные требования, представил письменные дополнительные пояснения к иску (л.д. 205 - 208), в которых, сославшись на формулу 18 в пункте 18 приложения в„– 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, указал на то, что законодательно установленный порядок определения норматива потребления на коммунальную услугу по отоплению исходит из необходимости учета фактической продолжительности отопительного периода в месяцах (включая также и неполный месяц), из чего резюмировал, что орган регулирования, уполномоченный на установление нормативов потребления коммунальных услуг, должен был при определении неучтенных расходов руководствоваться указанными Правилами от 23 мая 2006 г. в„– 306, поскольку отопительный период в 2021 г. в Ивановском муниципальном районе продолжался не 7 месяцев, на который рассчитан норматив потребления коммунальной услуги на отопление, а фактически 9 месяцев.
При этом неучтенные экономические обоснованные расходы 2021 года предложил учесть в НВВ по формуле 20 Методических указаний в„– 760-э в рамках корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, которая определяется в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний.
Представители административного ответчика К., Т. не признали административный иск, изложив свои возражения в письменных отзывах, пояснив, что для целей осуществления регулируемой деятельности организация эксплуатирует муниципальное имущество (тепловые сети) на основании концессионного соглашения, предусматривающего долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, в том числе, величину потерь тепловой энергии, которые согласованы сторонами на 2021 год в размере 2 087,8 Гкал на уровне нормативных потерь и в указанном размере в соответствии с пунктами 31, 38, 51, 75, 90 Основ ценообразования приняты к учету в НВВ в целях возмещения расходов на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии. Пересчет ранее утвержденных нормативных потерь тепловой энергии на 2021 год с применением фактических температур наружного воздуха, фактической продолжительности отопительного периода, а также проверка установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг либо их пересчет исходя из фактических показателей в целях установления или корректировки долгосрочных тарифов с применением формул Правил в„– 306 не предусмотрено нормативными документами в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению тарифов в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования) и Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. в„– 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. в„– 577-п.
Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагается расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности.
Установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений (пункт 28 Правил регулирования).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).
Из материалов дела следует, что ООО "ИнвестЭнерго" осуществляет поставку тепловой энергии, выработанной прочей организацией, по тепловым сетям, переданным Обществу на основании концессионного соглашения в отношении системы в теплоснабжения на территории Ивановского муниципального района Ивановской области от 1 декабря 2017 г. в„– 6 (далее - Концессионное соглашение), заключенного с муниципальным образованием "Ивановский муниципальный район Ивановской области" в лице Главы данного муниципального образования, на основании которого в эксплуатацию ООО "ИнвестЭнерго" были переданы объекты теплоснабжения, в том числе тепловые сети в с. Подвязновский.
Данное Концессионное соглашение заключено в порядке части 4.10 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. в„– 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон о концессионных соглашениях) без проведения конкурса с лицом, выступившим с инициативой в заключении такого соглашения. Срок действия соглашения установлен до 31 декабря 2037 г.
На основании заявления организации приказом Департамента от 5 мая 2022 г. в„– 19-у открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на тепловую для потребителей ООО "ИнвестЭнерго" в Подвязновском сельском поселении с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2023 - 2025 г. г.
Письмом от 11 августа 2022 г. в дополнение к первоначально направленному пакету документов ООО "ИнвестЭнерго" заявлены выпадающие доходы за 2021 г., возникшие в связи с превышением фактической продолжительности отопительного сезона, календарно приходящегося на 2021 г., над нормативно установленной, в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в сумме 947,251 тыс. руб. и в части потерь тепловой энергии, не учтенных в расчете нормативных потерь на 2021 г., в размере 165,5 Гкал.
По результатам экспертизы представленных материалов экспертной группой Департамента 22 ноября 2022 г. подготовлено экспертное заключение, содержащее анализ экономической обоснованности заявленных Обществом расходов в рамках корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей с. Подвязновский (Ивановский район) на 2023 - 2025 г. г. (л.д. 139 - 166).
Оспариваемые тарифы приняты на заседании Правления 22 ноября 2022 г. (протокол л.д. 85 - 89).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения решения Департамента оформляются постановлениями и опубликовываются в "Собрании законодательства Ивановской области" и (или) "Ивановской газете" и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. в„– 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации".
Оспариваемое Постановление от 22 ноября 2022 г. в„– 52-т/3 было опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 28 ноября 2022 г.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию.
Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.
В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Пунктом 56 Концессионного соглашения в качестве метода регулирования тарифов определен метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года), в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением, предметом которого являются объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования.
Пунктом 51 Основ ценообразования (абзацы 1, 9, 10) предусмотрено, что долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с настоящим документом.
Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.
В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов).
Пункт 75 Основ ценообразования содержит перечень долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации, к которым, в том числе, относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности, если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов (подпункт "г").
Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), являются существенными условиями концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения (статья 42 Федерального закона о концессионных соглашениях).
К ним в силу пункта 2 статьи 47 Закона о концессионных соглашениях относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности, которые в соответствии с пунктом 6 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. в„– 452, включают и показатель величины технологических потерь при передаче тепловой энергии.
Подпунктом "в" пункта 3 названных Правил предусмотрено, что плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в обязательном порядке учитываются при расчете (корректировке) тарифов теплоснабжающих организаций.
В силу пункта 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
В пункте 13 Основ ценообразования закреплен порядок корректировки дополнительно понесенных регулируемой организацией экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен.
В соответствии с указанной нормой в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
1. Потери тепловой энергии 2021 г.
Из материалов дела следует, что одним из существенных условий Концессионного соглашения являются долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, в том числе уровень технологических потерь тепловой энергии на весь период действия данного соглашения, которые не подлежат пересмотру.
28 декабря 2020 г. в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях стороны заключили дополнительное соглашение о внесении изменений в Концессионное соглашение в„– 6 от 01 декабря 2017 г. (в том числе в приложения 1, 2, 4 и 6), связанных с внесением в ЕГРН выявленных изменений в отношении протяженности объектов концессионного соглашения и необходимостью согласования изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в части величины технологических потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям. Внесение изменений в концессионное соглашение было произведено в соответствии с требованиями Федерального закона о концессионных соглашениях и получило согласование УФАС Ивановской области и Департамента энергетики и тарифов Ивановской области.
В соответствии с приложением 6 к Концессионному соглашению (с изменениями от 28.12.2020) потери тепловой энергии при передаче по сетям определены на 2021 год в размере 2 087,8 Гкал (л.д. 136).
В пункте 12 экспертного заключения от 22 ноября 2022 г. (л.д. 157 - 159) Департаментом произведена оценка предложения Общества об учете в рамках корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию выпадающих доходов 2021 г.
ООО "ИнвестЭнерго" заявило о своем несогласии с действиями Департамента, поскольку тарифный орган не учел объем сверхнормативных потерь тепловой энергии, которые образовались по факту 2021 г. в связи с увеличением продолжительности отопительного периода.
Рассматривая приведенные доводы административного истца и оценивая правомерность действий органа регулирования, суд приходит к следующему.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности I или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного закона.
Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой или теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Федеральный законодатель предусмотрел возможность указанных организаций компенсировать потери энергии в тепловых сетях.
Так, затраты на компенсацию потерь энергии в тепловых сетях должны учитываться в НВВ в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, абзацем первым пункта 90 Основ ценообразования, предусматривающими, что при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются, по общему правилу, только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 117 Методических указаний, согласно которому в НВВ регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний).
Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 38 данного документа (абзац второй пункта 90 Основ ценообразования).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены. В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.
В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, заключенного без проведения конкурса в соответствии с положениями статей 51 и 52 Федерального закона "О концессионных соглашениях", и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных концессионным соглашением, предусмотрен уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), указанный в концессионном соглашении на соответствующий год действия концессионного соглашения (абзац 3 пункта 38 Основ ценообразования).
Пунктом 8 Концессионного соглашения в„– 6 в полном соответствии с подпунктом 1 части 4 статьи 40 Федерального закона о концессионных соглашениях закреплена обязанность субъекта (Ивановской области) в лице регулирующего органа (Департамента энергетики и тарифов Ивановской области) устанавливать тарифы на тепловую энергию методом индексации установленных тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами деятельности концессионера, утвержденными на 2017 - 2037 гг. в приложении 6 к Концессионному соглашению.
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2020 г. в„– 126-п для ООО "ИнвестЭнерго" утверждена величина нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии в размере 2 087,8 (Гкал) в тепловых сетях на 2021 - 2023 годы (л.д. 90 - 92).
ООО "ИнвестЭнерго" согласовало внесение изменений в долгосрочные параметры регулирования Концессионного соглашения, которые касались протяженности тепловых сетей, в части величины технологических потерь.
Нормативы потерь на 2021 год приняты на уровне долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера согласно приложению 6 к концессионному соглашению в„– 6 (в редакции дополнительного соглашения к концессионному соглашению от 28 декабря 2020 г. (л.д. 136 - 138).
Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в форме технологических потерь тепловой энергии при передаче по сетям, закрепленные в Концессионном соглашении, определены в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2005 в„– 325 (далее - Порядок в„– 325).
В соответствии с пунктом 10.1.2 Порядка в„– 325 при расчете нормативных потерь прогнозируемая продолжительность отопительного периода принимается как средняя из соответствующих фактических значений за последние 5 лет или в соответствии со строительными нормами и правилами по строительной климатологии. При расчете нормативов технологических потерь ООО "ИнвестЭнерго" продолжительность отопительного периода принята в соответствии со сводом правил СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (стр. 7 для Иваново - 214 дней), что не противоречит пункту 10.1.2 Порядка в„– 325.
Организация фактически выражает свое несогласие с уровнем нормативных потерь, установленных на 2021 г. Вместе с тем приказ Департамента об утверждении нормативов технологических потерь не оспорен и не отменен.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов, должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Пункт 52 Основ ценообразования предусматривает ежегодную в течение долгосрочного периода регулирования корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями в„– 760 с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
В силу положений пунктов 38, 51, 90 Основ ценообразования при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии для организаций, владеющих объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, учитываются только на уровне, зафиксированном в концессионном соглашении.
Исходя из содержания пункта 13 Основ ценообразования и пункта 12 Методических указаний, экономически обоснованные расходы организации, не учтенные при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), учитываются при установлении тарифов, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Применительно к 2021 году экономически обоснованными являются расходы на компенсацию потерь в тепловых сетях в размере нормативно установленных и согласованных в концессионном соглашении, в котором они и учтены в тарифах 2021 года.
Пересчет ранее утвержденных нормативных потерь тепловой энергии на 2021 г. с применением фактической продолжительности отопительного периода не предусмотрено Порядком в„– 325, а также нормативными документами в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Ни в пункте 13 Основ ценообразования, ни в пункте 12 Методических указаний не поименованы такого рода недополученные доходы (экономически обоснованные расходы на покупку сверхнормативных потерь) в связи с изменением продолжительности отопительного периода как подлежащие учету в регулируемых тарифах следующих периодов.
При таком положении при наличии действующих нормативов потерь на 2021 г., уровень которых в качестве существенного условия концессионного соглашения согласован административным истцом, восстановление, по его мнению, нарушенных прав посредством учета сверхнормативных потерь при корректировке тарифов в рамках статьи "выпадающие доходы за предшествующий период регулирования" не имеет под собой правовых оснований.
Таким образом, при формировании статьи затрат "Расходы на энергетические ресурсы" на 2023 г., а также при расчете корректировки с целью учета отклонения фактических параметров расчета тарифов за 2021 г. от значений, учтенных при установлении тарифов на 2021 год, Департаментом правомерно применены величина нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденная Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2020 г. в„– 126-п, также соответствующая уровню долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера согласно приложению 6 к концессионному соглашению в„– 6.
При этом надо отметить, что расчет убытков выполнен административным истцом некорректно с учетом только одного показателя - фактическая продолжительность отопительного периода и не является объективно подтверждающим размер понесенных фактических расходов на покупку потерь.
Руководствуясь приведенными положениями федерального законодательства, установив, что уровень потерь тепловой энергии определен в Концессионном соглашении, суд находит подход, примененный тарифным органом при определении объема потерь, подлежащих учету в НВВ, правомерным.
2. Недополученные доходы за 2021 г. в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в размере 947,251 тыс. руб.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. в„– 354, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения в„– 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. в„– 306 (далее - Правила в„– 306), определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, а не порядок корректировки долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.
Назначение норматива потребления коммунальных услуги - определять плату граждан при отсутствии приборов учета у потребителя.
Для Ивановского муниципального района норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден постановлением главы Администрации Ивановского муниципального района от 27 сентября 2001 г. в„– 1178.
До настоящего времени данный норматив не оспорен, действует и не признан незаконным.
Административный истец в дополнительных письменных пояснениях от 28 января 2022 г. (л.д. 205 - 208) считает возможным учесть недополученные доходы по формуле 20 Методических указаний, предусматривающей в своем составе такой показатель как корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, полагая, что даже в отсутствие каких-либо формул учету подлежат любые экономически обоснованные расходы, которые ранее не были учтены регулирующим органом при определении НВВ для такой организации.
С таким подходом регулируемой организации согласиться нельзя.
Неучтенные экономически обоснованные расходы, а также выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением планового объема полезного отпуска над фактическим, подлежат учету регулирующим органом начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (пункт 13 Основ ценообразования, абзацы третий и пятый пункта 12 Методических указаний).
Таким образом, необходимым условием возмещения таких расходов является их фактическое несение и экономически обоснованный характер.
Действующим законодательством в области ценообразования в сфере теплоснабжения не предусмотрено возмещение расходов, образовавшихся вследствие недостаточности показателей нормативных актов, в данном случае установленного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов, должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определяют Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. в„– 760-э, разработанные в соответствии с Федеральным законом о теплоснабжении, Основами ценообразования и Правилами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075.
Указанное законодательство в области тарифного регулирования не предусматривает проверку установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг либо их пересчет исходя из фактических показателей в целях установления или корректировки долгосрочных тарифов с применением формул Правил в„– 306.
Кроме того, в отсутствие приборов учета тепловой энергии у потребителей невозможно установить сам факт недостаточности норматива и возникновения убытков.
Предположение о том, что применение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению привело к убыткам, не имеет документального подтверждения, так как определить фактически отпущенное количество тепловой энергии потребителям и фактические (реальные) потери тепловой энергии в тепловых сетях при ее передаче невозможно в отсутствие приборов учета тепловой энергии у всех потребителей.
Говоря об убытках от реализации тепловой энергии (услуг по передаче тепловой энергии), нельзя исключать возможность наличия различных факторов как объективного, так и субъективного характера, влияющих на их образование вне зависимости от установленного норматива.
Фактические объемы, отпущенные населению, документально не подтверждены (отсутствуют показания приборов учета).
При этом расчет убытков выполнен административным истцом некорректно и не подтверждает размер понесенных выпадающих доходов.
Обществом заявлены дополнительные недополученные доходы в части отпуска тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии (расчет приобщен к материалам тарифного дела и к административному иску на основании письма ООО "ИнвестЭнерго" от 11 августа 2022 г. в„– 82-08/2022 л.д. 24).
Методика расчета дополнительных недополученных доходов, предложенная административным истцом, учитывает исключительно один фактор - увеличение продолжительности отопительного периода в днях, тогда как, на объем отпущенной тепловой энергии влияют температура наружного воздуха, температура теплоносителя в системах теплоснабжения, а возможно, иные факторы.
Приведенная административным истцом в письменных пояснениях к иску формула 19 Правил в„– 306 наглядно показывает, что количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, зависит не только от продолжительности отопительного периода (nо), но и от часовой тепловой нагрузки (qmax), температуры внутреннего воздуха в отапливаемых помещениях (tBH), среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tcpo). Отклонение любого из перечисленных параметров по факту от плана влечет изменение объема тепловой энергии, поставленной в дом, как в большую, так и в меньшую сторону.
Таким образом, нельзя анализировать только один фактор, оказывающий влияние на объем тепловой энергии, без взаимосвязи с остальными составляющими.
Достоверно определить объем отпущенной тепловой энергии возможно только при наличии измерительных приборов - общедомового прибора учета тепловой энергии. В отсутствие прибора учета довод о том, что расходы организации на теплоснабжение не в полной мере обеспечены тарифными источниками, невозможно признать обоснованным.
Кроме того, и отдельные показатели расчета истца также являются некорректными.
1. "Годовое потребление МКД по нормативу администрации из расчета установленного количества дней ОЗП 214 суток" в размере 4071,276 Гкал.
Обоснование порядка расчета объема 4 071,276 Гкал отсутствует.
2. "Установленное нормативными документами количество дней ОЗП" - 214 суток.
Для Ивановского муниципального района норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден постановлением главы Администрации Ивановского муниципального района от 27 сентября 2001 г. в„– 1178.
На дату утверждения норматива, а именно с 1 января 2000 г., действовали "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", утвержденные постановлением Госстроя России от 11.06.1999 в„– 45. Согласно таблице 1 "Климатические параметры холодного периода года", для Иваново при среднесуточной температуре воздуха менее 8 °C установлена продолжительность отопительного периода 219 дней.
По Ивановской области в таблице представлены сведения для г. Иваново и г. Кинешма. В соответствии с п. 1.2 постановления, в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Ближайший к с. Подвязновский Ивановского района населенный пункт - г. Иваново (219 дней).
Таким образом, использование в расчете недополученных доходов продолжительности 214 дней является некорректным.
3. "Среднесуточное потребление МКД по нормативу администрации из расчета установленного количества дней ОЗП - 214 суток" - 19,02 Гкал.
Поскольку продолжительность ОЗП по СНиП, действовавшим на дату утверждения норматива, составляет 219 дней, а не 214 дней, объем тепловой энергии, приходящийся на один день, определен некорректно.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 261-ФЗ) собственники индивидуальных и многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение своих жилых домов приборами учета тепловой энергии до 1 июля 2012 г., а в случае если максимальный объем потребления тепловой энергии их жилого дома составляет менее чем 0,2 Гкал/ч - до 1 января 2019 г. Если же жилые дома в нарушение требований статьи 13 указанного федерального закона не были в установленный срок оснащены приборами учета тепловой энергии, теплоснабжающие организации обязаны сами совершить действия по оснащению их приборами учета тепловой энергии до 1 июля 2013 г., а в отношении жилых домов с максимальным объемом потребления тепловой энергии менее чем 0,2 Гкал/ч - до 1 января 2021 г.
В соответствии с Законом в„– 261-ФЗ ресурсоснабжающая организация обязана взаимодействовать с потребителями коммунальных услуг в части установления ОДПУ, тем самым реализовывая свое право по выставлению фактически отпущенных объемов потребителю, а также формирования корректного фактического полезного отпуска тепловой энергии за отчетный период. Своевременное оснащение многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении позволило бы достоверно определить фактический объем тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления, при любых изменениях параметров, в том числе увеличения продолжительности отопительного сезона.
Норматив потребления любой коммунальной услуги - это расчетная, усредненная величина, которая не дифференцируется с учетом изменений погодных условий, изменения продолжительности отопительного сезона и может не соответствовать фактическому потреблению коммунального ресурса в конкретном доме. В целях оплаты фактического потребления используемых коммунальных ресурсов необходимо устанавливать общедомовые приборы учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приоритет расчетов за коммунальные услуги на основании показаний приборов учета закреплен статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд находит действия регулятора по невключению в НВВ заявленных организацией в качестве выпадающих (недополученных) доходов по результатам деятельности 2021 года со ссылкой на увеличение нормативной продолжительности отопительного сезона в части отпуска тепловой энергии в жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в размере 947,251 тыс. руб., обоснованными, не противоречащими приведенному нормативному регулированию.
Таким образом, в целом оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "ИнвестЭнерго" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
ЗАПЯТОВА Н.А.

Решение суда принято в окончательной форме 21 февраля 2023 г.


------------------------------------------------------------------