По датам
Полезное
Выборки
Решение Ивановского областного суда от 31.01.2023 по делу N 3а-1/2023 <О признании недействующим Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 N 60-т/9 в части установленных Приложением 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик"> Свод законодательства
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 января 2023 г. по делу в„– 3а-1/2023
УИД 37OS0000-01-2022-000198-59
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пластовой Т.В.
при секретаре судебного заседания Р.
с участием административного истца заместителя прокурора Ивановской области Коростелева П.Н., представителя административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области К., представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Сетевик" по доверенности С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ивановского областного суда (г. Иваново, ул. Арсения, дом 3) административное дело по административному исковому заявлению Заместителя Прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим со дня принятия Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 в„– 60-т/9 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик" (Юрьевецкий район) на 2021 - 2023 годы" в части установленных Приложением 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик",
Установил:
Заместитель Прокурора Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ивановский областной суд с вышеназванным административным иском к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области, в котором просит признать недействующим со дня принятия Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 в„– 60-т/9 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик" (Юрьевецкий район Ивановской области) на 2021 - 2023 годы" в части установленных Приложением 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик".
Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемым постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Сетевик" (Юрьевецкий район) (далее - ООО "Сетевик") на 2021 - 2023 годы с календарной разбивкой по полугодиям согласно приложению 1.
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 27 ноября 2020 г.
Административный истец полагает, что Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области при установлении тарифа для ООО "Сетевик" нарушены положения нормативных актов, в том числе: Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075, Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", при включении в необходимую валовую выручку регулируемой организации (далее - НВВ) расходов по арендной плате "производственных объектов" в части амортизации арендованных основных средств.
Так, для осуществления регулируемой деятельности по передаче и сбыту тепловой энергии ООО "Сетевик" использовало тепловые сети протяженностью 985 м, расположенные по адресу: <адрес>, арендуемые у ООО "Теплоцентраль" на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
При расчете вышеуказанной статьи затрат на 2021 - 2023 г.г. ООО "Сетевик" предложило учесть расходы на аренду тепловых сетей, стоимость которых по бухгалтерскому учету арендодателя составила <данные изъяты>, в подтверждение чего были предоставлены документы на строительство теплотрассы, договор на разработку проектной организации, договор на проведение негосударственной экспертизы проектной документации, договор на проведение кадастровых работ.
В результате проверки экономической обоснованности заявленных расходов, Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области произведен собственный расчет, в результате которого учтена стоимость строительства в размере <данные изъяты> Данная корректировка была произведена на основании заключения консультанта административно-экономического отдела Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с положениями статей 2, 5 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится в том числе: утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления. Под инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, понимается программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Вместе с тем, инвестиционная программа для ООО "Теплоцентраль", сдающего в аренду ООО "Сетевик" имущество, административным ответчиком не утверждалась, мероприятия по строительству тепловой сети по контуру котельной в„– 10 не включены в схему теплоснабжения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на 2017 - 2019 г.г.
Следовательно, заявленный ООО "Сетевик" размер арендной платы по уровню амортизации являлся экономически необоснованным и не подлежал учету в тарифе, что влияет на права неопределенного круга лиц - потребителей ООО "Сетевик", за счет которых оплачиваются расходы указанного юридического лица.
Оспариваемый истцом нормативный правовой акт, по утверждению административного истца, до настоящего времени затрагивает интересы ООО "Сетевик", поскольку в производстве Арбитражного суда Ивановской области находится иск указанного юридического лица о взыскании с Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области разницы недополученной субсидии на возмещение недополученных доходов за 2021 год, то есть взаиморасчеты между сторонами не завершены.
Просил суд: признать недействующим со дня принятия Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 в„– 60-т/9 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик" (Юрьевецкий район Ивановской области) на 2021 - 2023 годы" в части установленных Приложением 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик".
В судебном заседании представители прокуратуры Ивановской области: заместитель прокурора Ивановской области Коростелев П.Н., помощник Гурьева Е.А. доводы административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее Департамент) по доверенности К. представил в суд заявление о признании начальником Департамента энергетики и тарифов Ивановской области административных исковых требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО "Сетевик" по доверенности С. с требованиями административного иска не согласилась, указывая, что довод административного истца о включении Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в необходимую валовую выручку предприятия расходов по статье амортизация основных средств в отношении оспариваемых объектов (тепловых сетей от котельной в„– 10) является неправомерным. Указывала, что в схеме теплоснабжения г. Юрьевец на 2017 г., разработанной АО "Ивановский центр энергосбережения" указано, что с целью приведения системы отопления от котельной в„– 10 в нормативное состояние необходимо выполнить реконструкцию участков теплотрасс по <адрес>, с увеличением диаметра труб, а также в связи с износом тепловых сетей от котельной в„– 10 выполнить реконструкцию тепловых сетей. В данной схеме также предусмотрены предложения по оптимизации теплоснабжения потребителей, в целях которой предусматривалось строительство газовой блочно-модульной котельной и перевод потребителей от котельных в„– 8, 10, 20, что было выполнено первым этапом предложенной оптимизации.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы тарифного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - вправе обратиться в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года в„– 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. в„– 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания в„– 760-э).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. в„– 577-п, является названный Департамент.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 в„– 60-т/9 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик" (Юрьевецкий район Ивановской области) на 2021 - 2023 годы" установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик" (Юрьевецкий район Ивановской области) на 2021 - 2023 годы согласно приложению 1.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Несмотря на то, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01 декабря 2021 г. в„– 53-т/1 с 01 декабря 2021 г. признаны утратившими силу приложения 1, 2 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2020 г. в„– 60-т/9, суд считает, что прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц имеет право на обращение в суд, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в части установленных тарифов на 2021 г. не перестал затрагивать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - потребителей, а также в виду наличия в производстве Арбитражного суда Ивановской области иска ООО "Сетевик" к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области о взыскании разницы недополученной субсидии в размере <данные изъяты> (Дело А17-6978/2022).
В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года), в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний в„– 760-э.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов с применением указанного метода включает в себя текущие расходы, в которые входят операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, а также амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункты 57, 71 Основ ценообразования).
В силу пункта 33 Методических указаний в„– 760-э при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования. К долгосрочным параметрам регулирования относится базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний (методом экономически обоснованных расходов).
Согласно пункту 37 Методических указаний в„– 760-э при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 13 - 16, 20, 28 Правил регулирования).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в„– 760-э определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.
Как усматривается из материалов дела, материалов тарифного дела, ООО "Сетевик" является (являлся) теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги потребителям в сфере теплоснабжения, для осуществления регулируемой деятельности по передаче и сбыту тепловой энергии ООО "Сетевик" использует тепловые сети на основании договора аренды с ООО "Теплоцентраль" от ДД.ММ.ГГГГ и муниципальные сети на основании договора безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГГГ.
По заявлению ООО "Сетевик" с учетом дополнительных документов (письма от 30 апреля 2020 г., от 17 июня 2020 г., от 30 сентября 2020 г.) приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01.10.2020 в„– 73-у открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2021 - 2023 годы. В качестве метода регулирования определен метод индексации установленных тарифов. Базовым годом является 2021 год.
По результатам экспертизы материалов тарифного дела ООО "Сетевик" на 2021 - 2023 годы экспертной группой Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 24 ноября 2020 г. подготовлено экспертное заключение, содержащее анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).
Согласно экспертному заключению базовый уровень операционных расходов на 2021 г. сформирован методом экономически обоснованных затрат в соответствии с пунктом 37 Методических указаний, определен в размере <данные изъяты> и включает в себя, в том числе и арендную плату (производственные объекты).
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
В силу пункта 43 Основ ценообразования и пункта 29 Методических указаний сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств до 1 января 2022 г. был определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. в„– 26н (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. в„– 91н (далее - Методические указания в„– 91н).
Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) (пункт 59 Методических указаний в„– 91н).
Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний в„– 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.
При линейном способе начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (пункт 19 ПБУ 6/01).
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний в„– 91н).
В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний в„– 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.
При этом пунктом 14 Методических указаний в„– 91н бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку на объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете.
Как следует из материалов дела, для осуществления регулируемой деятельности по передаче и сбыту тепловой энергии ООО "Сетевик" использует тепловые сети протяженностью 985 метров, расположенные по адресу <адрес> (кадастровый N), арендуемые у ООО "Теплоцентраль" на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2.1 экспертного заключения расходы по статье "Арендная плата (производственные объекты)" определены Экспертной группой Департамента в сумме <данные изъяты> вместо заявленной ООО "Сетевик" <данные изъяты> и включают в себя суммы амортизационных отчислений (<данные изъяты>), налог на имущество (<данные изъяты>) и сумму НДС (<данные изъяты>).
Затраты определены следующим образом: амортизация: <данные изъяты> (план Департамента) вместо <данные изъяты> (предложение ООО "Сетевик"); налог на имущество: <данные изъяты> (план Департамента) вместо <данные изъяты> (предложение ООО "Сетевик); налог на землю: <данные изъяты> (план Департамента) вместо <данные изъяты> (предложение ООО "Сетевик"); итого без НДС <данные изъяты> (план Департамента) вместо <данные изъяты> (предложение ООО "Сетевик"); с учетом НДС 20%: <данные изъяты> (план Департамента) вместо <данные изъяты> (предложение ООО "Сетевик").
В качестве подтверждающих документов письмами от 30 апреля 2020 г., от 30 сентября 2020 г., от 26 октября 2020 г. были представлены договор аренды с правом выкупа от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ б/н, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области; инвентарная карточка от ДД.ММ.ГГГГ в„– на объект "наружные тепловые сети <адрес>" (месторасположение - котельная в„– 10), расчет арендной платы, расчет налога на имущество, ведомости амортизации ОС за 1 полугодие 2020 г., оборотно-сальдовые ведомости по счету 01, 02, информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости.
ООО "Сетевик" предложила при расчете расходов по статье "Арендная плата (производственные объекты)" на 2021 - 2023 годы учесть расходы на аренду тепловых сетей, стоимость которых по бухгалтерскому учету арендодателя составляет <данные изъяты> (годовая амортизация по бухучету - <данные изъяты> = 20550,0 / 7 лет).
По запросу Департамента от 10 ноября 2020 г. арендодателем - ООО "Теплоцентраль" 13 ноября 2020 г. были представлены документы на строительство теплотрассы от котельной в„– 10 протяженностью 985 м, в том числе, договор в„– от ДД.ММ.ГГГГ с ООО "Аква-город" на разработку проектной документации по объекту "Строительство наружных тепловых сетей по адресу: <адрес>", договор в„– от ДД.ММ.ГГГГ с ООО "Ивановская негосударственная экспертиза "Монолит" на проведение негосударственной экспертизы проектной документации для линейного объекта, договор в„– от ДД.ММ.ГГГГ с ООО "Вестан" на проведение кадастровых работ в отношении указанного линейного объекта, а также договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ с ООО "Ремонтник" на строительство наружных тепловых сетей по указанному адресу с актом о приемке выполненных работ.
При определении суммы амортизационных отчислений арендуемого имущества Экспертной группой Департамента учтена стоимость строительства - <данные изъяты> (годовая амортизация - <данные изъяты> = 17476,177 / 7 лет) в соответствии с заключением в„– от ДД.ММ.ГГГГ консультанта административно-экономического отдела Департамента.
Разница в первоначальной стоимости, заявленной ООО "Сетевик", и учтенной Департаментом, составила минус <данные изъяты>.
Корректировка стоимости строительства осуществлена Департаментом по следующим основаниям.
Порядок определения обоснованности фактических значений расходов (цен) определен Основами ценообразования, в соответствии с пунктом 29 которых при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования при отсутствии данных, указанных в пункте 29, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.
Пункт 31 Основ ценообразования предусматривает использование при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов норм и нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В качестве подтверждения стоимости строительства объекта - тепловых сетей ООО "Сетевик" представило, в том числе, следующие документы от арендодателя (ООО "Теплоцентраль"): оборотно-сальдовая ведомость по счету ДД.ММ.ГГГГ, оборотно-сальдовая ведомость по счету ДД.ММ.ГГГГ, инвентарная карточка учета объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ, ведомость амортизации ОС за 1 полугодие 2020 г., выписка из декларации по налогу на имущества за 2019 год.
В соответствии с письмом Минстроя России от 8 февраля 2018 г. в„– 4243-СМ/09 стоимость мероприятий на создание (реконструкцию) объектов капитального строительства рассчитывается на основе НЦС 81-02-14-2017 "Укрупненные нормативы цены строительства", утвержденных приказом Минстроя России от 28 июня 2017 г. в„– 936/пр и включенных в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Методическими рекомендациями по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными приказом Минрегиона России от 14 октября 2011 г. в„– 481 (Решение ФАС России от 26 апреля 2019 г. в„– СП/35827/19).
Специалисты Департамента рассмотрели представленные ООО "Сетевик" документы и в ходе экспертизы установили следующее: 1) договор аренды заключен без проведения торгов; 2) строительство тепловых сетей ООО "Теплоцентраль" (арендодателя, а также ООО "Сетевик") осуществлено с нарушением пункта 29 Основ ценообразования, пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ (ред. От 01.07.2021) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" без проведения конкурентного отбора цен.
Таким образом, первоначальная стоимость имущества (расходы на строительство тепловых сетей ООО "Теплоцентраль") документально не подтверждена; стоимость работ в соответствии с УНЦ Минстроя составляет <данные изъяты> против фактически заявленной <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О теплоснабжении" одним из принципов государственного регулирования является обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Фактическая стоимость объекта строительства - тепловых сетей определена Департаментом как экономически необоснованная, в связи с чем, при расчете амортизационных отчислений учтена стоимость объекта строительства в размере <данные изъяты>.
Вместе с тем, суд полагает, что Департаментом при определении спорной статьи затрат не были учтены следующие обстоятельства.
Пунктами 11, 12 Методических указаний предусмотрено, что необходимая валовая выручка (НВВ) регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности. Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.
В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится также утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 5 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении под инвестиционной программой регулируемой организации понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
То есть, в рамках обоснования необходимых затрат регулируемой организации для обеспечения ею качественного предоставления различных услуг в коммунальной сфере должна быть разработана инвестиционная программа.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 названного Закона инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. в„– 410.
В свою очередь в соответствии с пунктом 6 приведенных Правил в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.
Согласно подпункту "б" пункта 9 Правил к мероприятиям инвестиционной программы относятся строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением (технологическим присоединением) новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности), строительство иных объектов.
При этом, в соответствии с пунктом 8 Правил инвестиционная программа должна включать в частности перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.
Согласно пункту 13 Правил, амортизация является источником финансирования инвестиционной программы теплоснабжающей организации, направленной на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения.
Таким образом, по смыслу указанных норм права мероприятия по строительству тепловой сети, в случае подтверждения их целесообразности, подлежали включению в инвестиционную программу теплоснабжающей организации.
Однако инвестиционная программа для организации, сдающей в аренду имущество, а именно для ООО "Теплоцентраль", уполномоченным органом - Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, утверждена не была.
Указанное, а именно отсутствие инвестиционной программы ООО "Теплоцентраль" для арендованных ООО "Сетевик" теплосетей подтверждается вступившим в законную силу решением Ивановского областного суда от 29 ноября 2021 г. (дело в„– 3а-57/2021).
Кроме того, целесообразность мероприятий по реконструкции тепловых сетей должна определяться органом местного самоуправления в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. в„– 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, согласно которым схема теплоснабжения состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4 - 22 настоящего документа, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 23 - 87 настоящего документа; в схему теплоснабжения включается, в том числе, раздел 6 "Предложения по строительству, реконструкции и (или) модернизации тепловых сетей" (пункты 3, 4 Требований).
Вместе с тем, мероприятия по строительству тепловой сети по контуру котельной в„– 10 не были включены в схему теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на 2017 - 2019 год.
ООО "Сетевик" владело муниципальными тепловыми сетями от котельной в„– 10 на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ протяженностью 2634,81 метров, расположенными по тому же периметру <адрес>, что следует из материалов настоящего административного дела. С учетом того, что введенные в эксплуатацию тепловые сети по контуру котельной в„– 10 были приняты к бухгалтерскому учету ООО "Теплоцентраль" 2 ноября 2018 г. (согласно инвентарной карточке ОС-6 от ДД.ММ.ГГГГ Nв„– на объект "наружные тепловые сети <адрес>" (от котельной в„– 10), проектная документация на строительство тепловых сетей разрабатывалась в 2017 г., то указанные мероприятия должны были содержаться в актуальной схеме теплоснабжения городского поселения на 2017 - 2018 годы.
Однако, такие мероприятия не были надлежащим образом обоснованы в Схемах теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения за юридически значимый период.
Из общедоступной информации, письменной позиции Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, на официальном сайте Администрации Юрьевецкого муниципального района размещена актуализированная схема теплоснабжения на 2020 год, разработанная ООО "Энергосервисная компания", утвержденная постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 7 ноября 2019 г. в„– 429. В тексте введения к данной схеме содержится информация о ранее имеющихся схемах теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения, в частности, разработанной ООО "Омега-Спектр", утвержденной решением Совета Юрьевецкого городского помещения в„– 101 от 26 сентября 2014 г. и актуализированной на 2017 г. АО "Ивановский центр энергосбережения".
Постановлений (решений) об утверждении указанных схем теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения суду не представлено.
В тексте пункта 2.4.2 раздела 2 Схемы теплоснабжения города Юрьевец на 2017 год, разработанной АО "Ивановский центр энергосбережения", характеризующего систему теплоснабжения от котельной в„– 10 ООО "Теплоцентраль", указано, что с целью приведения системы отопления от котельной в„– 10 в нормативное состояние необходимо выполнить реконструкцию участков теплотрасс по <адрес>, протяженностью 8, 51, 25 метров и по <адрес> протяженностью 11 метров с увеличением диаметра труб, а также в связи с износом тепловых сетей от котельной в„– 10 выполнить реконструкцию тепловых сетей протяженностью 2363 м.
Вместе с тем в пункте 5.2 раздела 5 данной схемы ("Предложения по оптимизации схемы теплоснабжения г. Юрьевец") и в содержании резюме, строительство новых тепловых сетей от котельной в„– 10 предусмотрено не было, а только лишь указано на оптимизацию теплоснабжения потребителей, в целях которой предусматривалось строительство газовой блочно-модульной котельной и перевод потребителей от котельных Nв„– 8, 10, 20. Следовательно, доводы представителя ООО "Сетевик" об обратном своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
В свою очередь в результате не получившего надлежащего обоснования в Схеме теплоснабжения и не предусмотренного инвестиционной программой строительства тепловой сети, осуществленного подрядным способом без проведения торгов, ООО "Теплоцентраль" приобрело право частной собственности на участок тепловой сети протяженностью 985 м по контуру котельной в„– 10 взамен ранее эксплуатируемой муниципальной тепловой сети.
Наличие разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию данных сетей, а также принятие их к бухгалтерскому учету ООО "Теплоцентраль" сами по себе не свидетельствуют о необходимости, целесообразности строительства таких объектов с точки зрения последующего возмещения потребителями услуг расходов по строительству посредством начисления собственником амортизации, учитываемой в тарифах.
Учитывая, что в составе арендной платы за аренду объектов основных средств арендодателю также возмещается амортизация, ее экономически обоснованный размер должен быть подтвержден надлежащими доказательствами.
Поскольку необходимость строительства новых тепловых сетей, которые были сданы в аренду ООО "Сетевик", в свете приведенных выше норм законодательства, надлежащим образом не подтверждена, то заявленный размер арендной платы (по уровню амортизации) не может являться экономически обоснованным и не может быть учтен в тарифах.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что расходы ООО "Сетевик" по статье "Арендная плата (производственные объекты)", входящие в состав неподконтрольных расходов, учтенных в тарифах, не являются экономически обоснованными.
Поскольку учет в тарифах расходов организации в экономически необоснованном размере влияет на права неопределенного круга лиц - потребителей услуг ООО "Сетевик", за счет которых оплачиваются расходы ООО "Сетевик", как уже указывалось выше в производстве Арбитражного суда Ивановской области имеется спор между ООО "Сетевик" и Ивановской областью в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области о взыскании денежных средств, суд, проверив соответствие оспариваемого постановления действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по определению части расходов регулируемой организации ООО "Сетевик", учтенных в тарифах на тепловую энергию для его потребителей, считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части (приложение 1) нельзя признать законным и обоснованным, в связи с его несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт в части оспариваемых долгосрочных тарифов на тепловую энергию (приложение 1) подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
Кроме того, в силу части 3 статьи 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Административным ответчиком Начальником Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в материалы дела представлено заявление о признании административных исковых требований прокурора в полном объеме. Признание иска заявлено надлежащим лицом в письменной форме, оснований для непринятия или невозможности принятия признания иска суд не усматривает.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку оспариваемое прокурором Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 в„– 60-т/9 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик" (Юрьевецкий район) на 2021 - 2023 годы" в части установленных Приложением 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик" имело ограниченный срок действия, утратило силу с 1 декабря 2021 г., то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, в связи с чем, оспариваемые административным истцом положения Постановления подлежат признанию недействующими со дня их принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, где был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Заместителя Прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 в„– 60-т/9 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик" (Юрьевецкий район) на 2021 - 2023 годы" в части установленных Приложением 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Сетевик".
Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
ПЛАСТОВА Т.В.
------------------------------------------------------------------