Типы документов



Постановление Правительства Ивановской области от 05.07.2023 N 298-п "Об утверждении "Региональной программы по повышению рождаемости в Ивановской области на 2023 - 2025 годы" Свод законодательства



ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2023 г. в„– 298-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ
РОЖДАЕМОСТИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2025 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области
от 15.11.2023 в„– 554-п)

В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 в„– 1351, в целях выработки эффективных мер, влияющих на репродуктивное поведение населения, общее количество рождений, стабилизацию численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста, Правительство Ивановской области постановляет:

1. Утвердить "Региональную программу по повышению рождаемости в Ивановской области на 2023 - 2025 годы" (прилагается).

2. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов Ивановской области разработать и утвердить муниципальные программы по улучшению демографической ситуации на 2023 - 2025 годы.

Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ





Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 05.07.2023 в„– 298-п

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2023 - 2025 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области
от 15.11.2023 в„– 554-п)

1. Паспорт программы

Наименование программы
Региональная программа по повышению рождаемости в Ивановской области на 2023 - 2025 годы (далее - программа)
Разработчик программы
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Основания для разработки программы
Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 в„– 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2023 в„– 436 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости"
Ответственный исполнитель программы
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Соисполнители программы
Департамент образования Ивановской области;
Департамент здравоохранения Ивановской области;
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области;
комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции;
главы администраций городских округов и муниципальных районов Ивановской области;
областные бюджетные учреждения здравоохранения;
организации социального обслуживания Ивановской области;
Ивановская областная общественная организация помощи многодетным семьям "МногоДетки";
Ивановское областное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский Детский Фонд"
Управление программой
Реализация программы будет осуществляться на основании межведомственного взаимодействия в соответствии с планом мероприятий по реализации поставленных задач.
Ответственный исполнитель программы:
осуществляет координацию работы по ее реализации;
по итогам года до 1 июля текущего года, следующего за отчетным годом, представляет в Правительство Ивановской области сводный отчет о реализации программы;
на основе предложений, представленных Соисполнителями, вносит в программу соответствующие изменения.
Соисполнители программы:
осуществляют работу по выполнению мероприятий плана;
направляют Ответственному исполнителю программы информацию о выполнении плана мероприятий ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным;
при возникновении необходимости в корректировке мероприятий программы представляют Ответственному исполнителю программы предложения по внесению изменений в программу в форме проекта нормативного правового акта с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием расходов, возникающих в результате принятия указанных изменений
Цель программы
Снижение темпов естественной убыли населения, повышение уровня рождаемости, стабилизация численности постоянного населения, поддержка семей с детьми
Задачи программы
Повышение суммарного коэффициента рождаемости;
повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях вторых и последующих детей;
укрепление репродуктивного здоровья населения, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
повышение продолжительности жизни;
сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте;
укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства, значимости зарегистрированного брака;
повышение качества жизни сельского населения;
стимулирование миграционного прироста населения
Сроки реализации программы
2023 - 2025 годы
Целевые показатели (индикаторы) программы
Количество рождений;
количество абортов в абсолютном выражении и на 1000 женщин фертильного возраста;
количество детей, рожденных у женщин в возрастной группе 18 - 24 года;
количество детей, рожденных у женщин в возрастной группе 30 - 34 года;
количество детей, рожденных третьими и последующими;
средний возраст матери при рождении первенца
Источники финансирования программы
Государственная программа Ивановской области "Социальная поддержка граждан Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 в„– 393-п;
государственная программа Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 09.07.2013 в„– 279-п;
государственная программа Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 в„– 449-п;
государственная программа Ивановской области "Развитие образования Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 в„– 450-п
Ожидаемые результаты
Увеличение количества рождений;
снижение количества абортов в абсолютном выражении и на 1000 женщин фертильного возраста с 8,8 промилле в 2023 году до 8,5 промилле в 2025 году;
увеличение количества детей, рожденных у женщин в возрастной группе 18 - 24 года, с 1464 новорожденных в 2023 году до 1502 новорожденных в 2025 году;
увеличение количества детей, рожденных у женщин в возрастной группе 30 - 34 года, до 2052 новорожденных;
увеличение количества детей, рожденных третьими и последующими, до 1700 новорожденных;
снижение среднего возраста матери при рождении первенца до 25,1 лет

2. Общие положения

Демографическая политика Ивановской области направлена на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, повышение качества жизни и улучшение демографической ситуации в Ивановской области.
Настоящей программой определяются цели, принципы, задачи, приоритеты и основные направления демографической политики Ивановской области на период до 2025 года.

3. Современная демографическая ситуация
в Ивановской области и тенденции ее развития

Ивановская область является одним из 18 субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации (далее - ЦФО), главной проблемой демографического развития которого остается систематическое уменьшение абсолютной численности населения. Основной причиной сокращения численности является естественная убыль населения.
Численность населения Ивановской области с 2016 по 2022 годы сократилась на 5,1% (с 1029838 до 976918 человек). В настоящее время Ивановская область по численности населения занимает 54 место среди регионов Российской Федерации и 15 место среди субъектов Центрального Федерального округа (далее - ЦФО).

Динамика численности населения Ивановской области, 2016 - 2022 годы (на 1 января), чел.

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Ивановская область
городское население
837243
832548
826727
819463
814778
807364
799962
сельское население
192595
190622
187919
184717
182357
179668
176956
Итого
1029838
1023170
1014646
1004180
997135
987032
976918

Темпы убыли населения за период 2016 - 2021 годов выросли с 0,6% до 1,0%.

Изменение численности населения (прирост за год, в процентах)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Российская Федерация
0,2
0,05
-0,1
-0,02
-0,4
-0,4
ЦФО
0,3
0,3
0,2
0,1
-0,5
-0,4
Ивановская область
-0,6
-0,8
-1,0
-0,7
-1,0
-1,0

Естественная убыль населения в Ивановской области за 6-летний период нарастала и в среднем за год составила 8239,5 чел.
Наиболее значительная естественная убыль наблюдалась в 2020 году (10034 чел.) и 2021 году (12749 чел.), что в первую очередь связано с ростом смертности населения в период пандемии COVID-19 и сокращением рождаемости, в том числе вследствие сокращения численности мужчин и женщин фертильного возраста в главных репродуктивных возрастах 20 - 30 лет. Данная тенденция отражает ситуацию в среднем по Российской Федерации.
В качестве причин сложившейся тенденции естественной убыли населения выступают, прежде всего, процессы снижения уровня рождаемости (общего коэффициента рождаемости).
Анализ динамики общего коэффициента рождаемости по Ивановской области показывает, что с 2016 года количество рожденных на 1000 человек населения региона с каждым годом уменьшается.
В 2021 году в сравнении с 2016 годом значение общего коэффициента рождаемости снизилось на и составило (самое низкое значение коэффициента за указанный период).
По Российской Федерации снижение числа родившихся в 2021 году составило 74% от уровня 2016 года (снижение на 26%).
В январе - декабре 2022 года в Ивановской области число родившихся составило 6872 ребенка, что меньше уровня 2021 года на 482 ребенка или составляет 93,4% уровня предыдущего года.

Число родившихся (без мертворожденных) за год, тыс. человек

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Российская Федерация
1888729
1690307
1604344
1481074
1436514
1398253
Ивановская область
11147
9885
9117
7938
7525
7354

Снижение общего коэффициента рождаемости связано со старением населения (влияние структурного фактора) и снижением суммарного коэффициента рождаемости, который отражает тенденцию сокращения числа детей в семье и откладывание рождения первенца.
Общие тенденции, характеризующие демографическую ситуацию в Ивановской области, следующие:
значительное сокращение численности мужчин и женщин фертильного возраста наблюдается в возрастной группе 25 - 29 лет, что определило тренд общего снижения численности данного контингента за 2016 - 2022 годы;
значительное сокращение численности женщин фертильного возраста наблюдается в возрастной группе 20 - 24 года;
значительное увеличение численности как мужчин, так и женщин фертильного возраста в Ивановской области коснулось возрастной группы 15 - 19 лет (увеличение на 13,3% для женщин и 16,6% для мужчин), на 2 месте - группа 45 - 49 лет у женщин и 35 - 39 лет у мужчин, на 3 месте и у мужчин, и у женщин возрастной ценз - 45 - 49 лет, что также отражает общероссийскую тенденцию;
количество мужчин фертильного возраста на одну женщину в Ивановской области выше, чем в среднем по Российской Федерации - в 2022 году - 1,04 промилле (по Российской Федерации - 0,99 промилле).
Соотношение мужчин и женщин в Ивановской области на конец 2021 года составило 1201 женщина на 1000 мужчин, что выше среднего показателя по Российской Федерации и ЦФО. Но за период 2016 - 2021 годов данный показатель снизился с 1221 до 1201, что является положительной тенденцией и свидетельствует о небольшом выравнивании диспропорции между мужским и женским населением.

Соотношение мужчин и женщин (оценка на конец года; на 1000 мужчин приходится женщин)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Российская Федерация
1157
1156
1155
1154
1154
1151
ЦФО
1178
1177
1176
1174
1174
1171
Ивановская область
1221
1217
1214
1209
1206
1201

Количество мужчин фертильного возраста на одну женщину по ЦФО, в промилле

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Российская Федерация
0,99
0,99
0,99
0,99
0,99
0,99
0,99
Белгородская область
0,97
0,98
0,97
0,97
0,99
0,99
0,99
Брянская область
0,99
0,99
0,99
0,99
1,00
1,00
1,00
Владимирская область
1,03
1,03
1,02
1,02
1,03
1,04
1,04
Воронежская область
0,93
0,94
0,94
0,94
0,95
0,95
0,95
Калужская область
1,03
1,04
1,04
1,04
1,05
1,05
1,06
Костромская область
1,00
1,00
1,01
1,01
1,02
1,02
1,02
Курская область
0,96
0,96
0,97
0,97
0,97
0,98
0,98
Липецкая область
0,98
0,98
0,98
0,98
0,99
0,99
0,99
Московская область
1,00
0,99
0,99
0,99
0,99
0,99
0,99
Орловская область
0,96
0,96
0,96
0,96
0,97
0,97
0,97
Рязанская область
1,01
1,02
1,02
1,02
1,03
1,03
1,03
Смоленская область
1,04
1,05
1,07
1,07
1,08
1,07
1,06
Тамбовская область
1,03
1,03
1,03
1,03
1,03
1,03
1,04
Тверская область
1,02
1,02
1,02
1,02
1,03
1,04
1,04
Тульская область
1,02
1,02
1,02
1,02
1,03
1,03
1,03
Ярославская область
0,97
0,97
0,97
0,98
0,98
0,98
0,98
Москва
0,95
0,95
0,95
0,95
0,94
0,94
0,94
Ивановская область
1,01
1,01
1,01
1,02
1,03
1,03
1,04

Прогнозная доля женщин фертильного возраста от общей численности женщин за период с 1 января 2000 года до 1 января 2026 года снизится на 7,5%.

Динамика числа женщин фертильного возраста от числа женского населения город/село Ивановской области

2000 г.
2005 г.
2010 г.
2015 г.
2020 г.
2025 г.
Ивановская область
Всего женского населения, в том числе
654870
618838
591038
571233
545688
15937
городское население
543662
502254
483831
471014
453423
431580
сельское население
111208
116584
107207
100219
92265
84357
Женщины фертильного возраста всего, в том числе:
311061
294875
269432
242190
222451
206330
городское население
262446
116162
223171
203697
189271
176840
сельское население
48615
66597176
46261
38493
33180
29490
% городского населения
48,3
48,3
46,1
43,2
41,7
41,0
% сельского населения
43,7
44,9
43,2
38,4
36,0
35,0

В Российской Федерации наблюдаются аналогичные тенденции: доля женщин фертильного возраста от общей численности женщин за период с 1 января 2000 года по 1 января 2026 года снизится на 7,6%.
В Ивановской области, как и в Российской Федерации в целом, большинство женщин фертильного возраста имеют только одного ребенка (27,74%), двух детей - 22,48%, трех - 4,47%, четырех и более детей - менее 1%.

Распределение женского населения фертильного возраста
в разрезе имеющегося у женщин числа детей, 2020 год, в %

Субъект
Не имеют детей
Один ребенок
Двое детей
Трое детей
Четверо детей
Пять и более детей
Не указавшие число детей
Российская Федерация
20,84
21,23
19,92
5,76
1,29
0,64
30,33
Ивановская область
20,40
27,74
22,48
4,47
0,77
0,36
23,78

Общие тенденции, как в Российской Федерации, так и в Ивановской области, следующие:
снижение численности мужчин и женщин фертильного возраста;
наиболее значительное сокращение численности мужчин фертильного возраста как в Российской Федерации, так и в Ивановской области наблюдается в возрасте 25 - 29 лет, что определило тренд общего снижения численности данного контингента за 2016 - 2022 годы;
наиболее значительное сокращение численности женщин фертильного возраста наблюдается в возрастах 25 - 29 лет и 20 - 24 года, что также определило тренд общего снижения численности данного контингента за 2016 - 2022 годы;
наиболее значительное увеличение численности как мужчин, так и женщин фертильного возраста в Ивановской области коснулось возрастной группы 15 - 19 лет (увеличение на 13,3% для женщин и 16,6% для мужчин), для женщин на 2 месте - по увеличению группа 45 - 49 лет, у мужчин на 2 месте - 35 - 39 лет, затем - 45 - 49 лет, что также отражает общероссийские тенденции;
количество мужчин фертильного возраста на одну женщину в Ивановской выше, чем в среднем по Российской Федерации - в 2022 году - 1,04 (по Российской Федерации - 0,99).
За период 2016 - 2021 годов в регионе суммарный коэффициент рождаемости характеризуется тенденцией снижения.
В 2016 году суммарный коэффициент рождаемости составлял 1,6 рождения на одну женщину, в 2021 году - 1,26 рождения на одну женщину. За анализируемый период значение суммарного коэффициента рождаемости снизилось на 0,34 рождения.
Самое низкое значение данного показателя наблюдается в 2020 году, где число рождений на одну женщину составляло 1,24. В 2021 году ситуация в Ивановской области незначительно изменилась, о чем свидетельствует абсолютный прирост суммарного коэффициента рождаемости по сравнению с 2020 годом на 0,02 рождения.
Соседние с Ивановской областью регионы имеют более высокие значения суммарного коэффициента рождаемости (Владимирская область - 1,28, Костромская область - 1,38, Ярославская область - 1,36).
Для сохранения численности населения области на одном уровне суммарный коэффициент рождаемости должен составлять более 2,1 рождения на женщину в течение жизни. По состоянию на 2021 год суммарный коэффициент рождаемости по Ивановской области отстает от указанного значения на 0,84 рождения на женщину в течение жизни.
При пессимистическом варианте прогноза рождений на 2023 - 2025 годы без принятия соответствующих мер по повышению рождаемости число родившихся в 2023 году снизится по сравнению с 2021 годом на 16,15% и составит 6166 рождений, в 2024 году ситуация еще более усугубится и количество рождений снизится на 3,4% по сравнению к 2023 году и составит 5961 рождение, в 2025 году прогнозное значение рождений составит 5789, что составляет 78,7% от числа рождений в 2021 году.
При среднем варианте прогноза рождений при действующих мерах социальной поддержки число рождений в 2025 году составит 6457. Темп спада рождений будет составлять 87,8% к рождениям 2021 года.
При высоком варианте прогноза рождений при разработке и принятии дополнительных мер по повышению рождаемости число родившихся в 2025 году составит 7520, а темп роста рождаемости составит 102,2% к 2021 году.
В период с 2016 года по 2021 год в Ивановской области отмечается снижение числа прерываний беременности. Так, в 2020 году проведено 2575 абортов, что на 39,9% меньше, чем в 2016 году. Самое низкое количество абортов зафиксировано в 2021 году - 2177 абортов, что на 49% меньше, чем в 2016 году, и на 15,46% меньше, чем в 2020 году. Таким образом, намечена положительная тенденция уменьшения количества искусственных прерываний беременности среди женщин фертильного возраста.

Динамика числа женщин, сделавших аборт, в расчете на 1000 женщин фертильного возраста

2016 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Российская Федерация
20,8
18,9
17,7
16,0
15,1
Ивановская область
18,1
16,3
14,1
11,6
9,9

С целью реализации медико-социальных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин в Ивановской области, при женских консультациях функционируют кабинеты медико-социальной помощи.
В 2022 году численность женщин, обратившихся в медицинские организации Ивановской области за направлением на медицинский аборт, составляла 986 человек. Со всеми обратившимися женщинами проведено доабортное консультирование, по результатам которого 104 женщины отказались от искусственного прерывания беременности (11% сохранили беременность).
Факторы, оказывающие влияние на принятие решения о прерывании беременности:
неудовлетворительное финансовое положение;
нестабильность экономической ситуации;
отсутствие собственного жилья либо небольшая жилплощадь;
психоэмоциональное выгорание;
отрицательное отношение отца будущего ребенка к продолжению беременности.
Кроме того, ежегодно медицинскими организациями Ивановской области регистрируется рост мужского и женского бесплодия, который в течение последних 6 лет имеет отрицательную динамику и значительные темпы роста.

Показатели мужского бесплодия (возраст 18 - 65 лет), промилле
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
0
1,3
1,4
15,3
17,5
15,2
16,4

Показатели женского бесплодия (возраст 18 - 49 лет), промилле
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
541,2
585,5
603,4
883,6
681,4
682,9
982,0

В 2016 году показатель мужского бесплодия на 100000 мужчин равен 0, в 2021 году показатель бесплодных мужчин на 100000 мужчин Ивановской области равен 15,2 промилле, в 2022 году - 16,4 промилле.
Высокий темп роста бесплодия фиксируется и у женщин. Если в 2016 году бесплодие у женщин на 100000 женщин составляло 541,2 промилле, то в 2019 году - 883,6, а в 2022 году - 982. В 2022 году по сравнению с 2016 годом темп роста бесплодия у женщин составил 181%, то есть вырос на 81,1%.
Основные причины роста мужского и женского бесплодия:
низкий уровень самосохранительного поведения мужчин и женщин;
аборты при отсутствии медицинских показателей;
откладывание беременности на более поздний срок.
Количество медицинских организаций всех форм собственности с наличием лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), выполняющих работы (услуги) по программе вспомогательных репродуктивных технологий в Ивановской области, в период с 2016 года по 2021 год выросло с 5 до 20. Открытие 15 медицинских организаций за 5 лет - очень высокие результаты для Ивановской области.
В условиях роста бесплодия у женщин важным показателем является число женщин, которым проведено ЭКО. В 2016 году число женщин, которым проведено ЭКО, составило 1099 человек. В 2019 году на 19% больше по сравнению с 2016 годом, и составило 1305 человек. В 2021 году число женщин, которым проведена процедура ЭКО, по сравнению с 2019 годом, который имеет максимальные показатели в анализируемом периоде по проведению процедур ЭКО, снизилось на 62,6% и составило 488 женщин.
Важным показателем является число женщин, у которых наступила беременность после проведения процедуры ЭКО. В 2018 году наблюдается рост числа женщин, у которых наступила беременность, - 547. В 2021 году данный показатель снизился на 84% и составил 87 женщин.
В 2018 году после процедуры ЭКО число родов составило 329 (392 родившегося ребенка). С этого периода число родов после процедуры ЭКО снизилось (в 2021 году - на 37%) и составило 205 родов (240 родившихся детей).


2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Количество медицинских организаций всех форм собственности (с указанием формы собственности) с наличием лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), выполняющих работы (услуги) по программе вспомогательных репродуктивных технологий
5
13
15
17
20
20
Число женщин, которым проведено ЭКО
1099
949
969
1305
978
488
Число женщин, у которых наступила беременность после ЭКО
448
401
547
510
386
387
Число родов у женщин после ЭКО
225
300
329
285
235
205
Число родившихся детей после ЭКО
нет данных
нет данных
392
323
262
240

Анализ показал, что несомненным положительным действием, направленным на увеличение рождаемости в Ивановской области, является рост количества медицинских организаций всех форм собственности с наличием лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), выполняющих работы (услуги) по программе вспомогательных репродуктивных технологий в Ивановской области. Это позволяет своевременно выявлять проблемы с деторождением и при необходимости использовать в полном объеме современные репродуктивные технологии.
На 2021 год по Ивановской области средний возраст матери при рождении ребенка составляет 28,4 лет, при рождении первого ребенка - 25,2 лет. Это поздний возраст для рождения первого ребенка, однако соответствует среднему возрасту матери по Российской Федерации.
По Ивановской области средний возраст матери при рождении второго ребенка - 29,7 лет, третьего ребенка - 32,4 года, четвертого ребенка - 33,1 года. Средний возраст матери при рождении пятого и последующего детей - 34,5 года.
При этом возрастная разница между рождением первого и второго ребенка составляет в среднем 4,5 года, между вторым и третьим - 2,7 года, четвертого ребенка женщины планируют через год - полтора года после рождения третьего ребенка. Возрастная разница между рождением четвертого и последующих детей составляет в среднем 1,6 года.
Начиная с 2020 года наблюдается тенденция роста числа рожденных вне брака - 21,7% в общей численности рожденных детей, а в 2022 году доля численности рожденных детей вне брака выросла на 0,3% в абсолютном выражении и составила 22%.
В январе - феврале 2023 года в регионе заключен 501 брак (на 12,6% меньше, чем за аналогичный период 2022 года). Разводов зарегистрировано 588, на 5,9% больше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года.
Анализ показал, что преобладающая часть молодежи и женщин фертильного возраста не нацелена на многодетные семьи и хочет иметь одного или двух детей. Для корректировки демографической ситуации необходимо позиционировать у подрастающего поколения ценности многодетной семьи, социально защищенной государством.
Важными направлениями улучшения демографической ситуации в Ивановской области является поддержка многодетных семей и мотивирование женщин на рождение второго, третьего и последующих детей, формирование положительного имиджа многодетной семьи в обществе, как важного направления развития института семьи.
Еще одна характеристика демографической ситуации в Ивановской области - рост уровня смертности (общего коэффициента смертности).

Число умерших за год, тыс. человек

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Российская Федерация
1891015
1826125
1828910
1798307
2138586
2441594
Ивановская область
16489
16182
16226
15799
17559
20148

Для Ивановской области характерно увеличение общего коэффициента смертности населения: за 2016 - 2021 годы показатель вырос на 4,4 промилле (с 16,1 до 20,5 промилле) и в 2021 году составил 127,3% от уровня 2016 года. Темпы повышения общего коэффициента смертности населения в регионе не превышают данный показатель по Российской Федерации и ЦФО.

Общие коэффициенты смертности (число умерших на 1000 чел. населения, промилле)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Место, занимаемое в Российской Федерации в 2021 году
Российская Федерация
12,9
12,4
12,5
12,3
14,6
16,7

ЦФО
13,5
12,9
12,9
12,6
15,1
17,5

Ивановская область
16,1
15,9
16,1
15,8
17,7
20,5
73

Повышение общего коэффициента смертности населения связано с увеличением доли старших возрастных групп в структуре населения, в которых выше показатели повозрастной смертности и инвалидизации.
В 2021 году в регионе на 1000 человек трудоспособного возраста приходится 482 гражданина старше трудоспособного возраста (в Российской Федерации - 421, в ЦФО - 457).
Кроме того, для Ивановской области в последние 6 лет характерны колебания коэффициента миграционного прироста. Так, в 2016 - 2020 годах (за исключением 2018 года) в Ивановской области наблюдалось превышение миграционного оттока над притоком, что вело к миграционной убыли населения.
За 2020 год в Ивановскую область прибыло около 40 тыс. мигрантов, большая часть из них - выходцы из Центральной Азии. В период пандемии около 65 тыс. жителей Ивановской области трудились за пределами региона. Мобилизация врачей и медперсонала в период пандемии на работу в учреждения здравоохранения г. Москвы заметно усилила отток кадров.
В 2021 году ситуация изменилась, приток мигрантов превысил отток и достиг рекордного показателя 27,3% на 10 тыс. населения, что сопоставимо со среднероссийским показателем (29,5%).
В Ивановской области в настоящее время проводится активная политика занятости, открываются новые предприятия, расширяются действующие, активно развивается швейный кластер и другие отрасли, реализуются дополнительные федеральные меры поддержки региональной занятости.

Коэффициент миграционного прироста за год (на 10 тыс. человек)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Российская Федерация
17,86
14,43
8,5
19,4
8,5
29,5
Ивановская область
-12,92
-21,86
-33,26
8,2
-0,7
27,3

В Ивановской области мигранты трудоспособного возраста составляют 90,6%, лица моложе трудоспособного возраста (дети) - 1,5%, лица старше трудоспособного возраста - 7,9%. Таким образом, в регионе в составе приезжающих мигрантов доля лиц трудоспособного возраста на 10,9% больше среднероссийского показателя, то есть приезжают в основном трудовые и образовательные мигранты. В регионе преобладает внутрирегиональная миграция.

Распределение миграционного прироста по возрастным группам мигрантов за год, Ивановская область (человек)

2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Моложе трудоспособного возраста
-307
-575
-907
-235
-207
39
Старше трудоспособного возраста
-16
-163
-287
117
-14
212
Трудоспособный возраст
-1003
-1489
-2163
934
241
2429
Итого
-1326
-2227
-3357
816
20
2680

В регионе тренды прибытия и выбытия связаны с трудовой, образовательной миграцией, переездами семей, приездом в регион жителей из присоединенных территорий Донецкой, Луганской Народных Республик, Запорожской, Херсонской областей, а также из иных областей Украины.
В Ивановской области широкая сеть образовательных учреждений разного уровня (школы, колледжи, вузы), благоприятный климат, развита инфраструктура (социальная, производственная, транспортная и связи, энергетическая, жилищно-коммунальная и др.), имеет место политическая, экономическая и социальная стабильность, развивается диверсифицированная экономика, создаются новые рабочие места, имеет место дефицит кадров (более 60% вакансий - рабочие профессии), что в целом делает регион привлекательным для мигрантов. Высшие учебные заведения по-прежнему сохраняют статус мощных центров притяжения молодежи и являются основным ресурсом сохранения и привлечения талантов в регион. Поэтому с развитием ивановских вузов, конгломерата вузов и студенческого кампуса приток молодежи в Ивановскую область для учебы вырастет, несмотря на неблагоприятные демографические тенденции (убыль населения, демографические "волны", когда численность отдельных возрастных групп молодежи снижается).
Вместе с тем наличие большого контингента пенсионеров и лиц предпенсионного возраста требует дальнейшего развития социальной инфраструктуры, повышения доступности и качества социальных услуг, развития доступной среды для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения.

4. Анализ действующих региональных мер
поддержки рождаемости

Анализ регионального пакета мер поддержки семей с детьми в целях определения их эффективности, достаточности и актуальности необходимо осуществлять во взаимосвязи с федеральными мерами поддержки.
В последние годы в условиях неблагоприятной демографической ситуации Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации ведется постоянная работа по корректировке действующих мер поддержки семей с детьми, развиваются новые подходы к оказанию поддержки малоимущим и к оценке нуждаемости, в том числе на основе внедрения цифровых технологий.
В 2018 - 2023 годах социальная поддержка развивалась в двух основных направлениях: усиление демографической составляющей в общей системе социальных выплат и увеличение вклада социальной защиты в сокращение бедности.
В течение последних лет существенно вырос охват детей различными видами мер поддержки, так, в 2017 году органами социальной защиты населения Ивановской области меры поддержки предоставлялись на 54,6 тыс. детей, в 2020 пандемийный год - на 96,0 тыс. детей, в 2022 году - на 79,2 тыс. детей.
Общий объем бюджетного финансирования на меры поддержки семей с детьми, предоставляемые органами социальной защиты населения, в 2022 году по сравнению с 2017 годом вырос в 3 раза, с 1,9 млрд руб. до 6,4 млрд руб., в том числе федерального бюджета - с 0,6 млрд руб. до 4,1 млрд руб., областного бюджета - с 1,3 млрд руб. до 2,2 млрд руб.

Меры поддержки беременных женщин

Пособие по беременности и родам;
ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (беременным женщинам из малоимущих семей);
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (при сроке беременности не менее 180 дней);
единовременная денежная выплата на питание беременным женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в связи с беременностью (без учета доходов семьи).

Нефинансовые меры поддержки и сопровождения беременных
женщин в целях профилактики абортов

В Ивановской области работают 9 Центров медико-социальной поддержки для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Центры). Тесное взаимодействие осуществляется с организацией "Общественный комитет защиты детства, семьи и нравственности "Колыбель" и Ивановской митрополией Русской Православной Церкви.
В 2022 году в Центры медико-социальной поддержки обратились 2256 женщин, что на 324 женщины меньше, чем в 2021 году - 2580 женщин (в 2020 году - 2650 женщин). Основной причиной обращения в 2022 году явилась нежелательная беременность - 674 женщины (в 2021 году - 840 женщин).
За 2022 год из общего числа женщин, обратившихся в Центры с нежелательной беременностью, после консультации специалистов, соблюдения "периода тишины" и проведения совместного с отцом будущего ребенка ультразвукового исследования плода 104 (или 15,4% от числа обратившихся женщин) женщины сохранили беременность, в 2021 году - 108 (или 12,1%) женщин, в 2020 году - 105 женщин (или 15,1%), в 2019 году - 137 женщин (или 14,3%).
По данным Центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, основными причинами аборта являются материальные трудности, отсутствие собственного жилья, отрицательное отношение отца будущего ребенка к продолжению беременности.

Меры поддержки при рождении детей, в том числе молодых семей

(Вне зависимости от очередности рождения детей)

Единовременное пособие при рождении ребенка;
пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет гражданам;
ежемесячная денежная выплата на питание кормящим матерям;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву на период службы отца, но не более чем до исполнения ребенку трех лет;
снижение ставки по ипотечному кредиту.

(В зависимости от очередности рождения детей)

Материнский (семейный) капитал;
погашение части ипотечного кредита;
региональная ежемесячная выплата по уходу за первым ребенком до 1,5 лет (матери, родившей ребенка до 24 лет, при среднедушевом доходе меньше 29,1 тыс. руб.);
региональный студенческий (материнский) капитал (при рождении первого ребенка матерью до 24 лет в студенческой семье при среднедушевом доходе меньше 29,1 тыс. руб.);
единовременная выплата на улучшение жилищных условий (при рождении первого ребенка у матери до 24 лет и второго ребенка в течение 3 лет с даты рождения первого ребенка).
Самой существенной в денежном выражении мерой поддержки является материнский (семейный) капитал. Распорядиться средствами этого капитала можно на следующие цели:
улучшение жилищных условий. За весь период действия (с 2007 года, то есть за 16 лет) улучшили свои жилищные условия 53125 семей Ивановской области, из них 28663 семьи направили средства на погашение ипотечных кредитов (займов) (в 2022 году - 2447 семей), 24462 семьи купили или построили жилье (в 2022 году - 1059 семей);
получение образования ребенком (детьми). На эти цели средства капитала направили 6634 семьи (за 2022 год - 1058);
формирование накопительной пенсии для женщин. Всего на накопительную пенсию направлено 41 заявление (в 2022 году - 8);
приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (в 2022 году принято 1 заявление);
установление ежемесячной выплаты из средств материнского (семейного) капитала (в 2022 году 1629 семей с доходами менее двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения (27918 руб.) при рождении второго ребенка обратились за установлением ежемесячной выплаты).
Таким образом, наиболее актуальными и востребованными являются меры поддержки, направленные на улучшение жилищных условий.
Кроме материнского капитала, на улучшение жилья направлена федеральная мера поддержки в виде снижения до 6% ставки по ипотечному кредиту гражданам при рождении с 01.01.2018 по 31.12.2023 первого ребенка и (или) последующих детей, а также гражданам, имеющим 2 и более детей до 18 лет на дату заключения кредитного договора (договора займа), и гражданам, имеющим ребенка, которому установлена категория "ребенок-инвалид". Такими мерами поддержки в Ивановской области в 2022 году воспользовались 314 семей.
Отсутствие материнского (семейного) капитала на третьего ребенка и последующих детей частично компенсируется введенной на федеральном уровне выплатой в размере до 450 тыс. рублей на погашение ипотечного кредита.
Однако возможность приобрести жилье в ипотеку для многих многодетных семей при средней заработной плате в регионе в 2022 году - 29610 руб. отсутствует.
Согласно рейтингу регионов по развитию ипотеки, подготовленному в 2022 году агентством РИА Рейтинг на основе данных официальной статистики, Ивановская область занимает 75 место (количество ипотечных кредитов за 12 месяцев на 1000 экономически активного населения составило 16. В сравнении с Тюменской областью, занимающей первое место, этот показатель составил 37,3).
Существующая программа по обеспечению жильем молодых семей показывает низкий охват семей.

Обеспечение жильем молодых семей Ивановской области

Наименование показателя
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Улучшили жилищные условия, семей
79
48
166
23
25
18 (план)
Финансирование, млн руб.:
Федеральный бюджет
21,3
42,5
93,9
14,36
12,5
15,5
Областной бюджет
9,28
3,28
7,07
6,9
7,9
6,4
Консолидированный бюджет
30,54
45,79
97,95
21,26
20,6
21,97

С 01.07.2017 в регионе введены меры поддержки, направленные на стимулирование рождения первого ребенка женщиной до достижения возраста 24 лет:
ежемесячная выплата по уходу за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Ее размер в 2017 году составил 3375,77 руб. в месяц, в 2023 году с учетом ежегодных индексаций - 4029,46 руб. в месяц;
региональный студенческий (материнский) капитал. В 2017 году установлен в размере 50000 руб., далее выплата индексировалась, к 2021 году ее размер составлял 58887 руб., с 01.01.2022 размер выплаты увеличен почти в 3 раза, до 150000 руб., в 2023 году - 163650 руб.).
В качестве критерия нуждаемости для этих выплат был установлен среднедушевой денежный доход населения Ивановской области, а с 2021 года - двукратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Кроме того, в целях стимулирования рождения вторых детей у молодых матерей с 01.07.2017 введена единовременная денежная выплата на улучшение жилищных условий матери, родившей первого ребенка до дня достижения ею возраста 24 лет и второго ребенка - в течение трех лет с момента рождения первого ребенка. Выплата предоставляется без учета доходов семьи и зачастую является дополнением к материнскому (семейному) капиталу (размер выплаты в 2017 году - 100000 руб. единовременно, в 2023 году - 135173,89 руб.).
Указанные меры поддержки предоставляются семьям, в которых получатели учатся или только начинают трудовую жизнь и не получают высоких зарплат.
Введенные меры поддержки позволили замедлить темп снижения рождаемости детей у женщин в возрасте до 24 лет с 10,2% в 2017 году до 2,0% в 2022 году.
Однако отношение числа детей, родившихся у матерей в возрасте до 24 лет, к численности женщин данной возрастной категории продолжает снижаться.
В целях стимулирования рождения первых детей, третьих и последующих детей семьям, имеющим среднедушевой доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума, до 2023 года были предусмотрены ежемесячные выплаты в размере величины прожиточного минимума ребенка. Учитывая, что Ивановская область - один из регионов со средней заработной платой, сопоставимой с двукратной величиной прожиточного минимума, это давало возможность большинству семей получать такие выплаты до достижения ребенком возраста 3 лет.


2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Число рождений (человек)
Первых детей
3595
3414
2768
2652
2600
Третьих и последующих детей
1697
1647
1755
1769
1613
Численность детей, на которых предоставлялись выплаты (до достижения возраста 3 лет)
Ежемесячная выплата при рождении (усыновлении) первого ребенка (введена с 2018 года)
2077
4358
7143
9433
9253
Ежемесячная выплата семьям при рождении третьего и последующих детей (введена с 2013 года)
4968
4936
4733
4796
4539

От 100 до 300 семей получали выплату на третьего и последующих детей одновременно на нескольких детей.
Благодаря комплексу мер поддержки, ранее предусмотренных при рождении третьего и последующих детей, суммарный коэффициент рождаемости третьих и последующих рождений в 2021 году (0,184) по сравнению с 2018 годом (0,170) увеличился на 8,2%.
На детей, рожденных начиная с 1 января 2023 года, указанные выплаты уже не предоставляются, так как они отменены в связи с введением ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Меры поддержки многодетных семей

Многодетной в Ивановской области признается семья, в составе которой имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а также совершеннолетние дети, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Благодаря введенным за последние годы мерам поддержки число многодетных семей в Ивановской области увеличивается. Количество таких семей с 7634 в 2018 году достигло 9003 в 2022 году.
Многодетным семьям за счет средств бюджета Ивановской области предоставляются:

Наименование предусмотренной меры поддержки
Источник финансирования
Размер
Численность получателей в 2022 году
Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям
Областной бюджет
30% платы за коммунальные услуги в пределах нормативов
4224 семьи (среднемесячно)
Ежегодная денежная выплата на оплату топлива для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления

30% стоимости топлива, в пределах установленных норм и транспортных услуг по его доставке
Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря вне зависимости от уровня дохода семьи в порядке общей очередности
Областной бюджет
Полная оплата путевки
2909 путевок
Бесплатный проезд школьников и обучающихся в профессиональных организациях среднего и высшего образования из многодетных семей
Областной бюджет
Полная оплата проезда по транспортной карте
12,4 тыс. человек
Предоставление по льготной цене до 100 куб. метров древесины для индивидуального жилищного строительства (при получении бесплатно в собственность земельного участка)
Областной бюджет
Уменьшение платы в 10 раз (при наличии трех и более детей до 18 лет)
79
Освобождение одного из родителей из многодетной малоимущей семьи от уплаты транспортного налога
(введено с 2022 года)
Областной бюджет
В отношении 1 транспортного средства мощностью двигателя до 250 л.с.
2096
Субсидия на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведение работ внутри границ земельных участков в рамках мероприятий по осуществлению подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям при догазификации в Ивановской области в 2023 году
Федеральный бюджет и областной бюджет
В размере затрат гражданина, но не более 100,0 тыс. рублей
4
Посещение спектаклей государственных театров Ивановской области
Областной бюджет
Бесплатное посещение
ежемесячно
Кратковременный присмотр за детьми в форме социального обслуживания на дому в семьях, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, при отсутствии возможности обеспечения ухода за детьми, а также отсутствии попечения над ними
Областной бюджет
В течение 30 - 90 мин до 2 раз в неделю
23

Освобождение одного из родителей из многодетной малоимущей семьи от уплаты транспортного налога предоставляется семьям в проактивном формате.
Право на бесплатный проезд школьников и обучающихся в профессиональных организациях среднего и высшего образования из многодетных семей реализуется с использованием транспортной карты, которая детям до 14 лет выдается в образовательной организации. Детям старше 14 лет необходимо обратиться в кредитную организацию для получения банковской карты МИР с транспортным приложением.
По вопросу предоставления древесины по льготной цене до 100 куб. метров для индивидуального жилищного строительства (при получении бесплатно в собственность земельного участка) семьи обращаются в лесничества.

Нефинансовые меры поддержки многодетных семей

В целях повышения рождаемости в Ивановской области реализуется право на первоочередной прием детей из многодетных семей в дошкольные образовательные организации.
Дети из многодетных семей имеют преимущественное право приема на обучение в муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются их полнородные и неполнородные братья и (или) сестры.
Семьям при наличии трех и более детей в возрасте до 18 лет бесплатно предоставляется в собственность земельный участок, исходя из наличия свободных размежеванных участков у органа местного самоуправления. Мера поддержки введена с 2011 года. Всего предоставлено 7374 участка, в том числе в 2022 году - 343. Ожидают получение участка 5189 семей.

Меры поддержки малоимущих семей

Учитывая, что существенное влияние на динамику рождаемости оказывает уровень доходов населения, в целях снижения уровня бедности семей с детьми Правительством Российской Федерации совместно с регионами в период с 2020 года поэтапно были введены новые меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на детей в возрасте от 8 до 17 лет включительно с комплексной оценкой нуждаемости.
На конец 2022 года указанные выплаты предоставлялись на 50408 детей в возрасте от 3 до 17 лет, что составляет 29,7% от общей численности детей этого возраста. Благодаря данным выплатам среднедушевой доход 88% семей превысил величину прожиточного минимума.
Следует отметить, что численность получателей указанных выплат несопоставима с числом получателей пособия на ребенка малоимущим семьям до введения этих выплат. На 31.12.2019 пособие на ребенка предоставлялось 19686 семьям на 34682 ребенка.
С 2023 года в Российской Федерации введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - единое пособие), которое по окончании предусмотренных переходных периодов объединит не только указанные выплаты малоимущим семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно и от 8 до 17 лет, но и "демографические меры поддержки" в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и в связи с рождением третьего и последующих детей.
В результате введения единого пособия снижается объем мер поддержки для семей, в которых родился первый ребенок или третий и последующий ребенок, и увеличиваются меры поддержки беременным женщинам и семьям, в которых родился второй ребенок.
В Ивановской области при введении единого пособия было принято решение не отменять пособие на ребенка малоимущим семьям с детьми, которое было предусмотрено статьей 16 Федерального закона от 19.05.1995 в„– 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Пособие предоставляется семьям, среднедушевой доход которых, в том числе с учетом единого пособия и выплат, сопутствующих ему, не превышает величину прожиточного минимума. При этом имущественный статус семьи не оценивается.
Таким образом, пособие на ребенка получают:
семьи, у которых предоставляемые им социальные выплаты не "доводят" среднедушевой доход до величины прожиточного минимума;
семьи с низкими доходами, которые не получают выплаты на ребенка от 3 до 7 и от 8 до 17 лет или единое пособие в связи с превышением критерия имущественной обеспеченности;
семьи с детьми старше 17 лет.
Несмотря на незначительный размер пособия на ребенка, при установлении права на него семья дополнительно может получать иные меры поддержки, предусмотренные для малоимущих семей.
В Ивановской области сложилась следующая система мер поддержки малоимущих семей и семей с низкими доходами:

Наименование меры поддержки
Источник финансирования
Размер меры поддержки
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (беременным женщинам и на детей от 0 до 17 лет) и сопутствующие ему выплаты
Федеральный бюджет - 93%
Областной бюджет - 7%
В зависимости от дохода семьи
6501 руб. - 50% величины прожиточного минимума (далее - ВПМ) детей,
или 9751,5 руб. - 75% ВПМ детей,
или 13002 руб. - 100% ВПМ детей
Пособие на ребенка
Областной бюджет
322,21 руб. - базовый размер
644,42 руб. - одиноким матерям;
483,32 руб. - на детей военнослужащих по призыву и курсантов военных образовательных организаций,
483,32 руб. - на детей, на которых не уплачиваются алименты по причинам розыска должника; отсутствия у должника заработка в период отбывания наказания и т.д.
Питание детям в возрасте до трех лет
Областной бюджет
С 0 до 4 месяцев - 7 пачек смеси,
с 5 до 6 месяцев - 4 пачки смеси и 3 пачки каши,
с 7 до 8 месяцев - 3 пачки смеси и 4 пачки каши,
с 9 до 11 месяцев - 2 пачки смеси и 5 пачек каши,
с 1 года до 3 лет - 7 пачек каши
Бесплатные лекарства детям до 6 лет для лечения острых респираторных вирусных инфекций и бронхолегочных заболеваний
Областной бюджет
Лекарства
Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря малоимущим семьям
Областной бюджет
Полная оплата стоимости путевки
Оплата частичной стоимости путевки в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия, загородные оздоровительные лагеря
Областной бюджет
При среднедушевом доходе семьи:
а) от одной до двух ВПМ на душу населения - 90% от стоимости путевки;
б) от двух до трех ВПМ на душу населения - 80% от стоимости путевки;
в) свыше трех ВПМ на душу населения - 70% от стоимости путевки
Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования
Областной бюджет
25% размера платы на 1 ребенка;
50% размера платы на 2 ребенка;
75% размера платы на 3 и последующих детей
Субсидия на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведение работ внутри границ земельных участков в рамках мероприятий по осуществлению подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям при догазификации в Ивановской области в 2023 году
Федеральный бюджет и областной бюджет
В размере затрат гражданина, но не более 100,0 тыс. рублей

Меры поддержки в сфере занятости населения

Для ищущих работу и безработных граждан, в том числе семей с детьми в возрасте до 10 лет и многодетных родителей, реализуется полный комплекс государственных услуг в сфере занятости, таких как: общественные и временные работы, содействие трудоустройству и началу осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, психологическая поддержка, профессиональная ориентация и другое.
Всего в 2022 году из 4302 ищущих работу и безработных граждан, имеющих несовершеннолетних детей, трудоустроились 1954 чел. (в 2021 году - 4386 чел.), из них 150 чел. - одинокие и многодетные родители (в 2021 году - 320 чел.) и 2 чел. - родители детей-инвалидов (в 2021 году - 3 чел.).
На общественные и временные работы в 2022 году направлены 109 граждан, относящихся к категории одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов (в 2021 году - 110 чел.).
Профессиональное обучение в 2022 году прошли 122 безработных гражданина указанных категорий (в 2021 году - 100 чел.).
Получили государственные услуги в 2022 году:
по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности - 178 человек, относящихся к категории одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов (в 2021 году - 120 чел.), в том числе открыли свое дело при финансовой поддержке из средств областного бюджета 7 чел. (в 2021 году - 6 чел.);
по профессиональной ориентации, социальной адаптации и психологической поддержке - 4567 человек указанных категорий (в 2021 году - 4236 чел.).
Поддерживается в актуальном состоянии специализированный банк вакансий с гибкими формами занятости, в том числе для многодетных родителей.
В 2022 году удельный вес вакансий с гибкими формами занятости составил порядка 50% от общего числа предложений для трудоустройства от работодателей, осуществляющих деятельность на территории региона.
Все мероприятия активной политики занятости могут быть оказаны как по заявлению гражданина, так и по предложению специалиста органа службы занятости и не требуют предоставления гражданином дополнительных документов.
С 1 января 2023 года все государственные услуги, оказываемые гражданам органами службы занятости, переведены в электронный формат через Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - ЕЦП).
Вместе с тем при внедрении цифрового взаимодействия органов службы занятости и граждан не исключена вероятность снижения простоты и доступности получения государственных услуг для граждан с низким уровнем цифровой грамотности и (или) отсутствием полноценного доступа к Интернету у граждан, проживающих в удаленных районах.

5. Целевые показатели Программы

Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях представлены в таблице:

Показатели
Плановые значения
2023 год
2024 год
2025 год
Количество рождений
5854
5900
6068
Количество абортов в абсолютном выражении и на 1000 женщин фертильного возраста, промилле
8,8
8,6
8,5
Количество детей, рожденных у женщин в возрастной группе 18 - 24 года, чел.
1464
1502
1502
Количество детей, рожденных у женщин в возрастной группе 30 - 34 года, чел.
1888
2052
2052
Количество детей, рожденных третьими и последующими, чел.
1536
1700
1700
Средний возраст матери при рождении первенца, лет
25,3
25,2
25,1

6. План мероприятий региональной программы
по повышению рождаемости в Ивановской области
на 2023 - 2025 годы

в„– п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Ожидаемый результат
Ответственный исполнитель
1. Укрепление репродуктивного здоровья и сокращение числа абортов
1.1
Внедрение в работу врачей женских консультаций речевых модулей для создания у женщин положительных установок на рождение детей в ситуации репродуктивного выбора
Декабрь
2023 года
в 2023 году - до 15 дополнительных рождений,
в 2024 году - до 20 дополнительных рождений,
в 2025 году - до 40 дополнительных рождений
Департамент здравоохранения Ивановской области,
главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии
1.2
Внедрение мотивационного анкетирования женщин, обратившихся за медицинской услугой по прерыванию беременности
Август
2023 года
Использование результатов анкетирования для организации индивидуальной работы с женщинами, обратившимися за услугой по прерыванию беременности
Департамент здравоохранения Ивановской области,
главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии Департамента здравоохранения Ивановской области
1.3
Организация диспансеризации женщин в возрасте 18 - 39 лет
(1 раз в три года)
2023 - 2025 годы
Раннее выявление отклонений с последующим выполнением программ лечения
Департамент здравоохранения Ивановской области,
областные бюджетные учреждения здравоохранения
1.4
Обеспечение работы 9 Центров (кабинетов) медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по прерыванию беременности. Организация обучения профильных специалистов (психологов, врачей - акушеров-гинекологов) Центров (кабинетов) по доабортному консультированию
Ноябрь
2023 года
Сохранение беременности после доабортного консультирования:
в 2023 году - у 15,5% женщин,
в 2024 году - у 16,0% женщин,
в 2025 году - у 16,2% женщин
Департамент здравоохранения Ивановской области,
областные бюджетные учреждения здравоохранения
1.5
Увеличение объемов высокотехнологичной помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) за счет средств обязательного медицинского страхования
2023 - 2025 годы
2023 - 860 ЭКО,
2024 - 865 ЭКО,
2025 - 870 ЭКО
Департамент здравоохранения Ивановской области
1.6
Проведение информационно-коммуникационной кампании, предусматривающей формирование позитивных просемейных установок, формирование позитивного образа многодетной семьи, многодетной матери, повышение мотивации семей к рождению детей
2023 - 2025 годы
Ежеквартальное проведение мероприятий, включающих в себя лекции, конференции, круглые столы, видеоролики, беседы и др.
Департамент здравоохранения Ивановской области,
областные бюджетные учреждения здравоохранения
2. Поддержка молодых, в том числе студенческих, семей
2.1
Предоставление ежемесячной выплаты по уходу за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет женщинам в возрасте до 24 лет
2023 - 2025 годы
Предоставление ежемесячной выплаты в размере 4,0 тыс. руб. ежегодно не менее 780 семьям
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
2.2
Предоставление регионального студенческого (материнского) капитала женщинам в возрасте до 24 лет
2023 - 2025 годы
Предоставление единовременной выплаты в размере 163,65 тыс. руб. ежегодно не менее 80 семьям
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
2.3
Предоставление единовременной выплаты на улучшение жилищных условий женщинам в возрасте до 24 лет
2023 - 2025 годы
Предоставление единовременной выплаты в размере 135,174 тыс. руб. ежегодно не менее 32 семьям
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
3. Поддержка многодетных семей
3.1
Проведение аудита порядка и условий предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям
Май
2023 года
Внесение изменений в региональные нормативные акты в целях предоставления мер социальной поддержки в проактивном формате
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
3.2
Перевод отдельных мер социальной поддержки многодетных семей в проактивный формат по факту установления статуса "многодетная семья":
ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в объеме 30% установленной платы за коммунальные услуги;
ежегодная денежная выплата на оплату топлива для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, в объеме 30% стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по его доставке
2023 - 2025 годы
Обеспечение 100% доступности и повышение качества предоставления государственных услуг в социальной сфере в беззаявительном порядке
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
3.3
Создание на территории Ивановской области двух семейных многофункциональных центров на базе:

Повышение эффективности оказания доступной комплексной социальной помощи порядка 300 семьям с детьми ежегодно, минимизация процесса сбора документов в режиме "одного окна"
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Центра социальной помощи семье и детям "На Московской";
2023 год
Вичугского комплексного центра социального обслуживания населения
2024 год
3.4
Реинжиниринг процессов оказания услуг в организациях социального обслуживания. Организация работы 13 отделений оказания социальных услуг и социального сопровождения семей с детьми
2023 год
Расширение возможностей семей с детьми для решения жизненно необходимых задач, развитие самопомощи для улучшения внутрисемейных отношений, выявление внутренних резервов семьи, направленных на преодоление сложившихся обстоятельств. Сопровождение порядка 7,5 тыс. семей с детьми ежегодно
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
3.5
Предоставление семьям при рождении (усыновлении) третьего и (или) последующего ребенка регионального материнского (семейного) капитала
2023 - 2025 годы
Дополнительная поддержка семей при рождении (усыновлении) третьего и (или) последующего ребенка в виде регионального материнского (семейного) капитала в размере 50 тыс. руб.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
(п. 3.5 введен Постановлением Правительства Ивановской области от 15.11.2023
в„– 554-п)
4. Поддержка работающих родителей
4.1
Анализ достаточности мест в группах продленного дня для детей в возрасте до 10 лет
Апрель 2023 года
Выявление потребности в группах продленного дня в 27 муниципальных образованиях региона
Департамент образования Ивановской области, муниципальные органы управления образованием
4.2
Создание достаточного количества мест в группах продленного дня для детей в возрасте до 10 лет
2023 - 2025 годы
Обеспечение местами в группах продленного дня в возрасте до 10 лет в соответствии с потребностями
Администрации городских округов и муниципальных районов
4.3
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
2024 - 2025 годы
Профессиональное обучение или дополнительное образование не менее 30 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции
5. Обеспечение жилыми помещениями
5.1
Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения
2023 - 2025 годы
Предоставление 45 молодым семьям (2023 год - 18, 2024 год - 21, 2025 год - 6) единовременной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) не менее 35% расчетной стоимости жилья.
Условия: возраст супругов не превышает 35 лет, семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области
5.2
Предоставление субсидий гражданам на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (в том числе рефинансированному)
2023 - 2025 годы
Предоставление 30 гражданам (семьям) (2023 год - 18, 2024 год - 6, 2025 год - 6) субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (в том числе рефинансированному)) не менее 30% расчетной стоимости жилья для семей, имеющих 1 и более ребенка, при условии, что семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и наличия у семьи доходов, позволяющих получить кредит
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области
6. Мероприятия, направленные на развитие экономической самостоятельности семьи
6.1
Содействие началу осуществления семьями с детьми предпринимательской деятельности, оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход
2023 - 2025 годы
Оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход не менее 30 граждан
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции
7. Формирование ценностной основы повышения рождаемости
7.1
Вручение ежегодной региональной награды "Почетный диплом многодетной матери Ивановской области"
2023 - 2025 годы
Популяризация лучших семейных традиций; премия присуждается трем женщинам с выплатой 50 тысяч рублей
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
7.2
Организация работы клубов молодых семей
2023 - 2025 годы
Популяризация регистрации семейных отношений, психолого-консультативная помощь молодым супругам
Администрации городских округов и муниципальных районов
7.3
Проведение региональной демографической кампании "Семья - дом счастья"
2023 - 2025 годы
Формирование ответственного отношения к планированию семьи, укрепление института семьи и брака, популяризация традиционных семейных ценностей среди 400 молодых людей - учащихся старших классов и СПО
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
7.4
Проведение ежегодной благотворительной акции "Многодетной семье кормилицу - корову"
2023 - 2025 годы
Улучшение социального самочувствия многодетной семьи на селе
Ивановское областное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский Детский Фонд"
7.5
Проведение регионального фестиваля многодетных семей "Добрый аист"
2023 - 2025 годы
Укрепление престижа многодетной семьи, повышение ее социального статуса, развитие семейных ценностей и традиций, популяризация семейного образа жизни. Участие в фестивале более 170 семей региона
Ивановская областная общественная организация помощи многодетным семьям "МногоДетки",
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
7.6
Распространение информационных буклетов о мерах поддержки семей с детьми и в связи с рождением детей
2023 - 2025 годы
Повышение информированности населения о мерах поддержки семей с детьми
Департамент социальной защиты населения, Департамент образования Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области
7.7
Распространение информационных материалов в медицинских учреждениях о факторах, влияющих на развитие женского и мужского бесплодия и мерах для его предупреждения
2023 - 2025 годы
Укрепление репродуктивного здоровья населения, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни
Департамент здравоохранения Ивановской области
7.8
Реализация в школах Ивановской области факультативного курса "Нравственные основы семейной жизни"
2023 - 2025 годы
Внедрение курса в образовательных учреждениях региона для мотивации к созданию семьи и рождению детей в возрастной группе 16 - 19 лет
Департамент образования Ивановской области
7.9
Организация профориентационного просвещения несовершеннолетних граждан, направленного на пропаганду преемственности поколений и возрождение семейных трудовых династий
2023 - 2025 годы
Создание условий для сохранения межпоколенческого взаимодействия, направленного на обеспечение преемственности поколений и возрождение трудовых династий
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции
7.10
Проработка и введение совместно с работодателями механизмов поощрения работников с семейными обязанностями и детьми
2023 - 2025 годы
Включение в коллективные договоры пунктов, предусматривающих предоставление работодателем дополнительных гарантий работающим родителям несовершеннолетних детей
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции
7.11
Поддержка молодых специалистов, в том числе женщин с детьми, принятых на работу в учреждения социальной сферы (единовременная выплата, компенсация найма жилых помещений)
2023 - 2025 годы
Ежегодная поддержка не менее 6 специалистов
Администрация г.о. Кинешма
7.12
Формирование семейно ориентированной среды, направленной на популяризацию многодетности
2023 - 2025 годы
Организация в женских консультациях дней открытых дверей, акции против абортов, Дня беременных.
Посещение врачами - акушерами-гинекологами образовательных учреждений с тематическими лекциями
Департамент здравоохранения Ивановской области,
областные бюджетные учреждения здравоохранения


------------------------------------------------------------------