Типы документов



Постановление Администрации г. Иванова от 14.11.2023 N 2297 "О прогнозе социально-экономического развития города Иванова на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" Свод законодательства



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИВАНОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2023 г. в„– 2297

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИВАНОВА
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 в„– 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", решением Ивановской городской Думы от 29.04.2009 в„– 1033 "Об утверждении положения о бюджетном процессе города Иванова", постановлениями Администрации города Иванова от 01.08.2013 в„– 1606 "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Иванова на очередной финансовый год и плановый период", от 24.04.2015 в„– 902 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации среднесрочного прогноза социально-экономического развития города Иванова на очередной финансовый год и плановый период", от 19.09.2017 в„– 1247 "Об утверждении Порядка общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования городского округа Иваново", руководствуясь пунктом 19 части 3 статьи 44 Устава города Иванова, Администрация города Иванова постановляет:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития города Иванова на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Рабочий край" и разместить на официальном сайте Администрации города Иванова в сети Интернет.

Глава города Иванова
В.Н.ШАРЫПОВ





Приложение
к постановлению
Администрации
города Иванова
от 14.11.2023 в„– 2297

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИВАНОВА
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГГ.

Показатели
Единица измерения
Отчет
Оценка
Прогноз
2022
2023
2024
2025
2026
1. Демографические показатели






Численность постоянного населения на начало года
человек
361523
360687
359297
358007
356877
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего
человек
361105
359992
358652
357442
356365
Темп роста численности постоянного населения (среднегодовой)
% к предыдущему году
90,11
99,69
99,63
99,66
99,70
Общий коэффициент рождаемости
человек на 1000 населения
7,71
7,58
7,53
7,46
7,42
Общий коэффициент смертности
человек на 1000 населения
16,00
15,89
15,86
15,79
15,77
Коэффициент естественного прироста
человек на 1000 населения
-8,29
-8,31
-8,34
-8,34
-8,35
Коэффициент миграционного прироста
человек на 1000 населения
5,98
4,44
4,74
5,18
5,47
2. Производство товаров и услуг по чистым видам экономической деятельности по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства






Индекс промышленного производства
% к предыдущему году
119,71
101,06
100,89
101,75
102,09
2.1. Обрабатывающие производства






Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
млн руб. в ценах соответствующих лет
77446,10
81400,00
87700,00
92890,00
98300,00
Индекс производства
% к предыдущему году
130,73
102,04
101,07
101,94
102,15
Индекс-дефлятор
% к предыдущему году
105,30
103,00
106,60
103,90
103,60
2.2. Обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха






Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
млн руб. в ценах соответствующих лет
15955,46
17300,00
18250,00
19300,00
20220,00
Индекс производства
% к предыдущему году
88,85
97,33
100,18
101,01
102,01
Индекс-дефлятор
% к предыдущему году
103,90
111,40
105,30
104,70
102,70
2.3. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений






Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
млн руб. в ценах соответствующих лет
2969,69
3170,00
3320,00
3550,00
3750,00
Индекс производства
% к предыдущему году
92,36
98,47
100,41
100,88
101,08
Индекс-дефлятор
% к предыдущему году
101,90
108,40
104,30
106,00
104,50
3. Строительство






3.1. Объем выполненных работ по чистому виду деятельности "Строительство" по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
млн руб. в ценах соответствующих лет
3434,00
3250,00
3300,00
3350,00
3410,00
Индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
77,53
89,45
96,70
97,14
97,78
Индекс-дефлятор
% к предыдущему году
110,70
105,80
105,00
104,50
104,10
3.2. Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования
тыс. кв. м общей площади
135,40
165,00
165,00
165,00
165,00
4. Малое и среднее предпринимательство






4.1. Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года)
тыс. единиц
24,91
25,10
25,31
25,54
25,78
4.2. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей)
тыс. человек
80,46
80,60
80,80
81,04
81,32
4.3. Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия
млн руб. в ценах соответствующих лет
418107,48
423688,00
436409,31
440992,56
445118,73
Темп роста оборота малых и средних предприятий, включая микропредприятия
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
89,29
95,78
96,08
96,98
97,05
Индекс-дефлятор (среднегодовой индекс потребительских цен)
% к предыдущему году
113,80
105,80
107,20
104,20
104,00
5. Инвестиции






5.1. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - всего
млн руб. в ценах соответствующих лет
14224,42
15450,00
16550,00
17650,00
18850,00
Индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
84,86
101,51
101,73
101,76
102,10
Индекс-дефлятор
% к предыдущему году
114,60
107,00
105,30
104,80
104,60
5.2. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности:






Собственные средства предприятий
млн руб. в ценах соответствующих лет
7898,15
8330,26
9106,18
9865,15
10724,30
Привлеченные средства
млн руб. в ценах соответствующих лет
6326,27
7119,74
7443,82
7784,85
8125,70
6. Труд и занятость (по полному кругу организаций)






Среднесписочная численность работников организаций - всего
тыс. человек
139,50
140,00
140,50
141,00
141,50
Фонд начисленной заработной платы всех работников
млн руб.
65274,28
72713,76
78812,07
84232,84
89603,46
Среднемесячная заработная плата одного работника
руб.
38993,00
43282,00
46745,00
49783,00
52770,00
Темп роста среднемесячной заработной платы
% к предыдущему году
110,50
111,00
108,00
106,50
106,00
Уровень зарегистрированной безработицы на конец года
%
0,36
0,17
0,17
0,17
0,17





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИВАНОВА
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

Прогноз социально-экономического развития городского округа Иваново на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов разработан на основе:
- сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации;
- анализа тенденций развития экономики городского округа Иваново за 2022 год и сложившейся экономической ситуации в 2023 году на основе данных, предоставленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - Ивановостат);
- Федерального закона от 28.06.2014 в„– 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- постановления Администрации города Иванова от 01.08.2013 в„– 1606 "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Иванова на очередной финансовый год и плановый период";
- постановления Администрации города Иванова от 24.04.2015 в„– 902 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации среднесрочного прогноза социально-экономического развития города Иванова на очередной финансовый год и плановый период".
В настоящее время наблюдается дальнейший рост геополитической нестабильности и неопределенности в мировой экономике, ужесточаются международные финансово-экономические санкции в отношении России. Соответственно в представленном прогнозе по сравнению с прогнозом социально-экономического развития на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (постановление Администрации города Иванова от 15.11.2022 в„– 1842 (далее - прогноз на 2023 - 2025 гг.)) были скорректированы оценочные значения показателей на 2023 год и их прогноз на плановый период.

1. Демографические показатели

Демографический прогноз на 2024 - 2026 годы по сравнению с прогнозом на 2023 - 2025 годы скорректирован с учетом данных, полученных по итогам Всероссийской переписи населения (далее - ВПН), проходившей в 2021 году.
По данным Ивановостат численность населения города Иванова по состоянию на 01.01.2023 с учетом данных ВПН составила 360,69 тыс. чел., сократившись за год на 0,2% (на начало 2022 года - 361,52 тыс. чел., скорректированная с учетом итогов ВПН). Сокращение численности населения происходило за счет естественной убыли. Среднегодовая численность населения за 2022 год составила 361,11 тыс. чел.
По итогам 2022 года основные демографические показатели в пересчете на 1000 чел. населения выглядят следующим образом (промилле): коэффициент рождаемости составил 7,71, смертности - 16,00, естественной убыли - 8,29, миграционный прирост - 5,98 (в 2021 году - 7,63; 18,43; 10,80 и 7,01 соответственно).
По предварительным данным Ивановостат по состоянию на 01.08.2023 численность населения города Иванова составила 359,08 тыс. чел., сократившись с начала года на 0,5%.
В январе - июле 2023 года в областном центре родилось 1581 чел., на 0,8% ниже соответствующего периода 2022 года, что обусловлено сокращением числа женщин ранне- и среднерепродуктивного возраста (20 - 34 года), на долю которых приходится наибольшее число рождений, а также тенденцией к откладыванию рождения первого ребенка на более поздний период.
Одновременно со снижением числа рождений наблюдается сокращение числа умерших, что связано с улучшением эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. За 7 месяцев 2023 года умерло 3081 чел., что на 13,5% ниже января - июля 2022 года.
Смертность выше рождаемости в 2,0 раза (в январе - июле 2022 года - в 2,2 раза). Превышение смертности над рождаемостью обусловлено рядом факторов. Прежде всего, это возрастная структура населения. В Иванове высока доля населения старших возрастов: более 94,5 тыс. чел. старше трудоспособного возраста (на начало 2023 года), или 26,2% от общего населения города.
Естественная убыль за 7 месяцев 2023 года уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 23,8% и составила 1500 чел.
Несмотря на то, что по итогам 7 месяцев 2023 года наблюдается отрицательное сальдо миграции - 103 чел. (в январе - июле 2022 года отток составлял 245 чел., а по итогам 2022 года +2159 чел.), до конца 2023 года прогнозируется положительная миграция. Миграционный приток составит 4,44 промилле на 1000 чел. населения (в 2022 году - 5,98). Положительное значение миграционных потоков сохраняется на протяжении семи последних лет и частично компенсирует естественную убыль населения.
На основании данных ВПН, динамики рождаемости, смертности и миграционных процессов оценочные показатели по среднегодовой численности населения на 2023 год и плановый период 2024 - 2026 годов скорректированы в сторону уменьшения по сравнению с прогнозом 2023 - 2025 годов.

Основные демографические коэффициенты
в расчете на 1000 чел. населения (промилле)



По оценке в 2023 году среднегодовая численность населения сократится по сравнению с 2022 годом на 0,3% до 359,99 тыс. чел., при этом будет наблюдаться небольшое снижение смертности по сравнению с 2022 годом при одновременном снижении числа родившихся вследствие сокращения числа женщин репродуктивного возраста.
В пересчете на 1000 чел. населения (в промилле) общий коэффициент рождаемости оценочно составит 7,58, коэффициент смертности - 15,89, коэффициент естественной убыли - 8,31, миграционный прирост - 4,44.
На решение демографической проблемы направлены национальные проекты "Демография" и "Здравоохранение".
Несмотря на реализацию комплекса мероприятий по стимулированию рождаемости (продление действия государственной программы материнского капитала до конца 2026 года, включая дополнительные механизмы использования материнского капитала, повышение доступности жилья семьям с детьми, предоставление земельных участков за третьего ребенка, ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям, повышение качества жизни семей с детьми, единое пособие в связи с рождением и воспитанием детей от 0 до 17 лет, поддержка одиноких женщин с детьми, увеличение мест в дошкольных учреждениях, региональная поддержка молодых семей при рождении первенцев и пр.), в ближайшие годы не ожидается роста по рождаемости из-за изменений в структуре населения (в репродуктивном возрасте находится малочисленное поколение людей, рожденных в 90-х годах 20 века).
Данная тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе. По прогнозу к 2026 году коэффициент рождаемости на 1000 чел. населения сократится до 7,42 промилле.

Показатели рождаемости



Проводимые мероприятия в сфере здравоохранения, в том числе внедрение в практику современных медицинских технологий, эффективных механизмов профилактики, раннего выявления заболеваний и факторов риска развития хронических заболеваний, принятие мер по улучшению доступности и повышению качества оказания медицинской помощи гражданам, формирование у граждан мотивации для ведения здорового образа жизни, а также в связи с полученным опытом в системе здравоохранения из-за ситуации с COVID-19, по реагированию, мобилизации и борьбе с инфекционными заболеваниями, формированием коллективного иммунитета у населения к COVID-19, позволяют ожидать постепенное снижение числа умерших к 2026 году. К 2026 году коэффициент смертности оценочно составит 15,77 промилле.

Показатели смертности



В 2024 - 2026 гг. естественная убыль населения в абсолютных цифрах ориентировочно будет составлять 2990 - 2975 чел., но в пересчете на 1000 чел. населения коэффициент естественной убыли в прогнозном периоде будет иметь тенденцию к небольшому увеличению и будет составлять 8,34 - 8,35 промилле из-за сокращения среднегодовой численности населения, применяемой для расчета данного показателя.
Кроме того, в прогнозный период ожидается положительное сальдо миграционных процессов. К 2026 году прогнозируется рост миграции до 5,47 промилле на 1000 чел. населения, что примерно на 65,5% компенсирует естественную убыль населения и будет способствовать сокращению темпов снижения среднегодовой численности населения, которая к 2026 году составит 356,37 тыс. чел.

Показатели естественного прироста (убыли)
и миграционного прироста (убыли) на 1,0 тыс. чел.
населения (промилле)



2. Производство товаров и услуг по чистым видам
экономической деятельности по организациям, не относящимся
к субъектам малого предпринимательства

Несмотря на то, что в 2022 году наблюдался рост геополитической нестабильности, увеличивалась неопределенность в мировой экономике, усиливалось давление на российскую экономику путем введения международных финансово-экономических санкций, что негативно сказывалось в том числе и на производственной деятельности предприятий: ограничение или прекращение поставок импортного оборудования, запасных частей, поиск новых поставщиков, перестройка логистических маршрутов и производственных цепочек, изменение стратегий развития и т.д., предприятия смогли адаптироваться к возникшим вызовам и продолжить дальнейшее развитие. Индекс промышленного производства (далее - ИПП) по итогам 2022 года сложился на уровне 119,7%.
Для расчета прогнозных показателей ИПП были применены индексы-дефляторы, разработанные Минэкономразвития Российской Федерации в сентябре 2023 года.
С учетом фактических статистических показателей за истекший период 2023 года, данных ряда промышленных предприятий областного центра, принимая во внимание постепенную адаптацию экономики к складывающимся условиям, появление возможностей для импортозамещения, выход на новые рынки сбыта, внедрение и реализацию мер государственной поддержки промышленности, в прогнозном периоде ИПП оценочно сложится следующим образом: в 2023 году - 101,1% к уровню предыдущего года, в 2024 году - 100,9%, в 2025 году - 101,8% и в 2026 году - 102,1%.
По сравнению с прогнозом на 2023 - 2025 гг. ИПП в 2022 году скорректирован в сторону увеличения на 18,1 п.п., что в значительной степени связано с изменением индекса-дефлятора (оценочно в 2022 году индекс-дефлятор составлял 110,6%, по фактическим данным он сложился 105,0%). В 2023 - 2025 годах ИПП претерпел изменения в сторону снижения (на 0,6; 1,1 и 0,7 п.п. соответственно).

Структура промышленного производства в 2022 году



Промышленное производство осуществляется по следующим основным видам экономической деятельности:
- обрабатывающие производства;
- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
Производство товаров и услуг на территории города Иванова представлено в основном обрабатывающими производствами.
По данным Ивановостат отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в целом по городскому округу за 2022 год составила 128,2 млрд руб. (темп роста - 117,6% по сравнению с 2021 годом в ценах соответствующих лет).
Объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах в 2022 году составил 77,5 млрд руб., что на 30,7% выше уровня 2021 года (в сопоставимых ценах). Оценочно в 2023 году данный показатель ожидается в размере 81,4 млрд руб., ИПП сложится на уровне 102,0% в сравнении с предыдущим годом. В дальнейшем ИПП оценочно составит: 101,1% - в 2024 году, 101,9% - в 2025 году и 102,2% - в 2026 году.
По сравнению с прогнозом на 2023 - 2025 гг. ИПП в 2022 году скорректирован в сторону увеличения на 28,4 п.п., что в значительной степени связано с изменением индекса-дефлятора (оценочно в 2022 году индекс-дефлятор составлял 112,5%, по фактическим данным он сложился 105,3%). В 2023 - 2025 годах ИПП претерпел изменения в сторону снижения (на 0,1; 1,4 и 1,0 п.п. соответственно).
Наибольший удельный вес в общем объеме отгруженных товаров по обрабатывающим производствам в 2022 году занимали производство текстильных изделий - 43,6% и производство пищевых продуктов - 6,7%.
В 2022 году объем отгруженной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха составил 16,0 млрд руб., что на 11,2% ниже уровня 2021 года (в сопоставимых ценах). В период с 2023 по 2026 годы ИПП прогнозируется на уровне: 97,3%, 100,2%, 101,0% и 102,0% соответственно. В сравнении с прогнозом на 2023 - 2025 гг. ИПП скорректирован в сторону снижения: на 11,2 п.п. - в 2022 году, на 2,9 п.п. - в 2023 году, на 0,2 п.п. - в 2024 году и на 0,01 п.п. - в 2025 году.
Отгрузка продукции в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений в 2022 году составила 3,0 млрд руб., сократившись на 7,6% к прошлому году (в сопоставимых ценах). В прогнозном периоде ИПП по данному показателю оценочно сложится следующим образом: 98,5% - в 2023 году, 100,4% - в 2024 году, 100,9% - в 2025 году и 101,1% - в 2026 году. По сравнению с прогнозом на 2023 - 2025 гг. ИПП скорректирован в сторону снижения: в 2022 году - на 7,7 п.п., в 2023 году - на 2,1 п.п., в 2024 году - на 0,1 п.п. и в 2025 году - на 0,1 п.п.

3. Строительство

По данным Ивановостат объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за 2022 год сложился в размере 3,4 млрд руб., или 77,5% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах (в 2021 году - 4,0).
В первом полугодии 2023 года объем работ составил 453,0 млн руб., или 61,8% к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах (в 2022 году - 693,2). Отрицательная динамика показателя обусловлена в первую очередь выполнением строительных работ организациями и индивидуальными предпринимателями, отнесенными к субъектам малого бизнеса, сведения о которых Ивановостат по городскому округу не учитывает.
По оценке показатель в 2023 году сложится в размере 3,3 млрд руб.
Принимая во внимание сложившуюся в строительной отрасли тенденцию, в текущем году и на прогнозируемый в среднесрочной перспективе до 2025 года период в сравнении с прогнозом социально-экономического развития на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов индексы физического объема показателя по городу были скорректированы в сторону снижения на 10,6 п.п. в 2023 году, на 4,2 п.п. - в 2024 году и 4,0 - в 2025 году.
Таким образом, в среднесрочной перспективе показатель объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит: в 2024 году - 3,3 млрд руб., в 2025 - 2026 гг. - 3,4 млрд руб.

Ввод в эксплуатацию жилых домов
за счет всех источников финансирования

В 2022 году введено в эксплуатацию 135,4 тыс. кв. м жилья, или 148,6% к предыдущему году (в 2021 году - 91,1). В том числе площадь индивидуального жилья составила 41,2 тыс. кв. м, что на 2,5% выше уровня 2021 года (в 2021 году - 40,2).
За период январь - июнь 2023 года построено 106,3 тыс. кв. м жилья, в том числе 99 индивидуальных жилых домов площадью 28,4 тыс. кв. м. В аналогичном периоде прошлого года было введено 56,0 тыс. кв. м площади жилья, в том числе 83 индивидуальных жилых дома площадью 21,7 тыс. кв. м.
Положительная динамика строительства обусловлена активным комплексным строительством жилых микрорайонов, таких как "Самоцветы", "Видный" и др.
В областном центре реализуются следующие проекты комплексного освоения территорий:
- микрорайон "Самоцветы" в районе м. Авдотьино (площадь участка - 8,6 га, плановый объем ввода жилья - 88,8 тыс. кв. м);
- микрорайон "Видный" в районе ул. Павла Большевикова и ул. Куконковых (площадь участка 1 очереди освоения - 3,7 га, плановый объем ввода жилья - 65,0 тыс. кв. м);
- микрорайон "Юбилейный" в районе ул. Куконковых (площадь участка 1 и 2 очереди строительства - 5,48 га, плановый объем ввода жилья - 63,2 тыс. кв. м);
- район ул. Товарной (площадь участка - 6,3 га, плановый объем ввода жилья - 73,0 тыс. кв. м);
- район ул. Рыбинской (площадь участка - 5,0 га, плановый объем ввода жилья - 38,0 тыс. кв. м).
В текущем году и среднесрочной перспективе 2024 - 2026 гг. показатели ввода жилья спрогнозированы на уровне 165,0 тыс. кв. м с учетом действующих разрешений на строительство, а также принимая во внимание активность индивидуальных застройщиков.

4. Малое и среднее предпринимательство

На сегодняшний день источником информации о количестве субъектов малого и среднего бизнеса является единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр), размещенный на сайте Федеральной налоговой службы.
Согласно данным указанного реестра по итогам 2022 года в областном центре осуществляли деятельность 24,9 тыс. малых и средних предприятий, или 99,0% к уровню 2021 года.
Снижение показателей обусловлено ухудшением финансового состояния организаций малого бизнеса из-за введения международных финансово-экономических санкций в отношении российской экономики, а также ежегодным (в августе) исключением из Реестра Федеральной налоговой службы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не предоставили соответствующую информацию либо перестали отвечать условиям, установленным Законом <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Показательно, что основная доля субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), зарегистрированных в Ивановской области, приходится на областной центр: среди юридических лиц - 77,0%, индивидуальных предпринимателей - 50,3%. По расчетным данным среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях в 2022 году, составила 80,5 тыс. чел., оборот малых и средних предприятий - 418,1 млрд руб. (в 2021 году - 80,7 и 411,5 соответственно).
С учетом сведений, полученных из Реестра, число малых и средних предприятий в 2023 году оценивается на уровне 25,1 тыс. ед., среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях, включая микропредприятия, - 80,6 тыс. чел., оборот малых и средних предприятий - 423,7 млрд руб.
Учитывая принимаемые на федеральном и региональном уровне меры поддержки малого и среднего предпринимательства, в прогнозном периоде запланирован рост показателей, характеризующих состояние малого и среднего бизнеса на территории городского округа Иваново. К 2024 году количество малых и средних организаций оценочно составит 25,3 тыс. ед., к 2025 году - 25,5 тыс. ед., к 2026 году - 25,8 тыс. ед. Численность занятых на малых и средних предприятиях, включая микропредприятия, в 2024 году прогнозируется на уровне 80,8 тыс. чел., в 2025 году - 81,0 тыс. чел., в 2026 году - 81,3 тыс. чел. Оборот малых и средних предприятий прогнозируется на уровне 436,4 млрд руб. в 2024 году, 441,0 млрд руб. - в 2025 году и 445,1 млрд руб. - в 2026 году.

Основные показатели в сфере малого
и среднего предпринимательства



Реализация муниципальной программы

В целях содействия развитию малого и среднего бизнеса Администрацией города Иванова в 2023 году продолжается реализация муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове" <2> (далее - Программа).
--------------------------------
<2> Постановление Администрации города Иванова от 11.11.2022 в„– 1802 "Об утверждении муниципальной программы города Иванова "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове".

На реализацию Программы в 2023 году в бюджете города Иванова предусмотрено 7,6 млн руб. В рамках исполнения Программы предусмотрено предоставление субсидий, а также организационная, информационная и имущественная поддержка.
В соответствии с Порядком <3> в 2023 году были проведены отборы получателей субсидий в рамках подпрограммы "Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Программы, по итогам которых субсидии получили 19 СМСП на общую сумму 3,1 млн руб.
--------------------------------
<3> Постановление Администрации города Иванова от 09.04.2021 в„– 438 "Об утверждении порядка предоставления и расходования средств бюджета города в рамках реализации муниципальной программы города Иванова "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове".

В рамках подпрограммы "Организационная, консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Программы в 2023 году предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- предоставление информационной и консультационной поддержки СМСП в сумме 4,1 млн руб. (субсидия МБУ "Инвестиционный центр");
- информационная поддержка СМСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, предполагает информирование СМСП о существующих мерах поддержки посредством очных встреч и консультаций, в социальных сетях, на официальном ресурсе в сети Интернет по информационной поддержке - портале СМСП (mb.ivgoradm.ru), а также посредством деятельности бизнес-гида.
В рамках подпрограммы "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Программы утвержден перечень имущества города Иванова, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <4>.
--------------------------------
<4> Постановление Главы города Иванова от 30.06.2008 в„– 2002 "Об утверждении перечня имущества города Иванова, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

По состоянию на 01.10.2023 перечень содержит 22 объекта муниципального недвижимого имущества общей площадью 3515,2 кв. м, которые обременены договорами.

Налоговые льготы

В соответствии с главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Ивановской области от 29.11.2012 в„– 99-ОЗ "О введении патентной системы налогообложения на территории Ивановской области" действует патентная система налогообложения (далее - ПСН). ПСН относится к специальным налоговым режимам, цель которых - создание более простых условий налогообложения для определенных категорий налогоплательщиков.

Показатели, характеризующие применение ПСН в городе Иванове

Показатель
2021 г.
2022 г.
По состоянию на 01.07.2023
Выдано патентов, ед.
10894
10685
8701
Число ИП, применяющих ПСН, ед.
6180
6392
5610
Поступление в бюджет города от ПСН, млн руб.
98,5
109,1
37,8 <5>

--------------------------------
<5> Данные на 01.10.2023.

С 01.07.2020 на территории Ивановской области введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <6>. Период действия данного налогового режима в регионе - до 31.12.2028.
--------------------------------
<6> Закон Ивановской области от 29.05.2020 в„– 28-ОЗ "О введении в действие на территории Ивановской области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые применяют новый специальный налоговый режим (самозанятые), могут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке 4% или 6%. Это позволит легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Данный специальный режим можно совмещать с работой по трудовому договору, его не могут применять те физические лица и предприниматели, чей годовой доход превысил 2,4 млн руб.
В 2022 году количество самозанятых по городу Иванову составило 14067 чел. По состоянию на 01.10.2023 количество самозанятых - 18656 чел.
С 2021 года самозанятые также могут воспользоваться всеми мерами поддержки в рамках реализации Программы.
Орган местного самоуправления имеет право устанавливать налоговые льготы по местным налогам, к которым относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налоговые льготы по земельному налогу установлены решением Ивановской городской Думы от 11.10.2005 в„– 600 "О земельном налоге". СМСП также могут воспользоваться установленными на территории города Иванова льготами по земельному налогу.
Кроме того, на муниципальном уровне установлены следующие меры поддержки бизнеса:
- в 2022 году установлен новый коэффициент муниципальной поддержки для кинотеатров - 0,01 <7>;
--------------------------------
<7> Решение Ивановской городской Думы от 27.04.2022 в„– 262 "О внесении изменения в решение Ивановской городской Думы "Об утверждении коэффициентов муниципальной поддержки при сдаче в аренду муниципального имущества".

- на 2023 год установлена возможность для предпринимателей размещать сезонные (летние) кафе без взимания платы <8>;
--------------------------------
<8> Решение Ивановской городской Думы от 15.02.2023 в„– 369 "Об отдельных мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности на территории города Иванова".

- в виде предоставления отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды земельных участков, аренды зданий, помещений, сооружений, на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в которых одно и то же физическое лицо является единственным учредителем (участником) юридического лица и его руководителем <9>;
--------------------------------
<9> Решение Ивановской городской Думы от 21.12.2022 в„– 349 "Об установлении отсрочки на уплату арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Иваново, в связи с частичной мобилизацией в Российской Федерации", постановление Администрации города Иванова от 15.12.2022 в„– 2078 "Об установлении меры поддержки арендаторам зданий, помещений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Иваново, в связи с частичной мобилизацией в Российской Федерации".

- в виде отсрочки осуществления платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций <10>;
--------------------------------
<10> Постановление Администрации города Иванова от 24.10.2022 в„– 1634 "Об отдельных мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности".

- в виде продления срока действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Администрации города Иванова от 12.05.2023 в„– 894 "О порядке реализации пункта 5 статьи 21.3 Федерального закона от 08.03.2022 в„– 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Инвестиции

Расчет прогнозных показателей инвестиционной деятельности на территории города Иванова основан на предоставленных Ивановостат предварительных результатах за 2022 год, анализе показателей за 1 полугодие 2023 года, данных муниципальной адресной инвестиционной программы (далее - МАИП), а также прогнозных показателях инвестиционной деятельности предприятий и организаций города Иванова.
По предварительным данным Ивановостат объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без учета субъектов малого предпринимательства) по городу Иванову за 2022 год сложился в размере 14,2 млрд руб., или 84,9% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах (в 2021 году - 14,6 <12>).
--------------------------------
<12> Данные уточненные.

В структуре инвестиций по источникам финансирования в основной капитал доля собственных средств составила 55,5%, привлеченных - 44,5%.

Видовая структура инвестиций в 2022 году, млн руб.



В течение 1 полугодия 2023 года объем инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составил 5,1 млрд руб., или 106,2% к аналогичному периоду прошлого года в фактических ценах (в 1 полугодии 2022 года - 4,8). Рост показателя обусловлен завершением ряда инвестиционных проектов производственными предприятиями, а также значительными капитальными вложениями субъектами естественных монополий в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, бюджетными инвестициями на строительство дворца водных видов спорта и др.
Видовая структура инвестиций в основной капитал в январе - июне 2023 года сложилась следующим образом:
- Жилые здания и помещения - 6,0 млн руб. (0,1%);
- Здания (кроме жилых) и сооружения - 2677,2 млн руб. (52,5%);
- Машины, оборудование, инструмент, инвентарь - 2305,1 млн руб. (45,2%);
- Объекты интеллектуальной собственности - 81,0 млн руб. (1,6%);
- Прочие - 31,9 млн руб. (0,6%).
В прогнозируемом периоде крупные капитальные вложения предполагаются следующими организациями:
- АО "КОНТИ-РУС" продолжает развитие на производственных площадях бывшей Ивановской кондитерской фабрики;
- ООО "ТДЛ Текстиль" осуществляет приобретение основных средств;
- ООО "Фотопринт-Иваново" завершает создание полного цикла производства инновационного полимерного мембранного материала и многослойных тканей на его основе;
- АО "ПОЛЕТ" Ивановский Парашютный Завод приобретает производственное оборудование;
- ООО "НИКА" завершает строительство швейного автоматизированного производства;
- ООО "Трикотаж Натали" продолжает реализацию проекта по организации крупного торгового логистического центра;
- ООО "Профессионал" осуществляет расширение производства за счет ввода новых производственных площадей;
- ООО "ИМЗ Автокран" также планирует капиталовложения в основные средства;
- ООО "Нейрософт" осуществляет модернизацию производственных участков;
- ООО "Текстиль-Лайт" осуществляет модернизацию и техническое перевооружение отделочного текстильного производства;
- ООО "Ивановский Меланжевый Комбинат" реализует проект по технической и технологической модернизации производства;
- ГК "Лидертекс" реализует проект по расширению производства;
- ООО "Меркурий" планирует реализацию проекта по созданию производства ворсового трикотажного полотна повышенной комфортности, в том числе инновационного термоогнестойкого, на основе арамидных волокон;
- ООО "Джимакс" планирует расширение производства за счет приобретения производственного оборудования.
Кроме того, на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Иваново" в текущем году начато строительство производственного здания ООО "МК Профессионал", а также привлечены 2 потенциальных резидента.
В рамках МАИП <13> в среднесрочной перспективе реализуются и планируются к реализации следующие инвестиционные проекты за счет средств консолидированного бюджета:
--------------------------------
<13> Постановление Администрации города Иванова от 09.11.2022 в„– 1782 "Об утверждении муниципальной адресной инвестиционной программы города Иванова на 2023 - 2025 годы".

1. Разработка проектной и сметной документации по следующим направлениям:
- реконструкция дорожной сети в районе ул. Лежневской;
- улично-дорожная сеть, ограниченная ул. Старшего Лейтенанта Жидкова и северо-западной границей города Иванова, в рамках освоения микрорайона "Сады сирени";
- реконструкция участка дороги по 12-му Линейному переулку в г. Иваново;
- детский сад на 240 мест в микрорайоне "Самоцветы";
- устройство площадки для складирования снега в районе ул. Станкостроителей.
2. Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия в„– 44.
3. Строительство (реконструкция) автомобильных дорог, включая: улицу Лежневскую, проезжую часть площади Пушкина, новое направление улицы Набережной, а также на участках:
- ограниченном улицами Товарная, Рыбинская, переулок Складской и набережной реки Уводь;
- от проспекта 70-летия Победы до улицы Павла Большевикова в г. Иваново (1 этап).
Принимая во внимание положительную динамику объема капитальных вложений в 1 полугодии 2023 года, а также планируемые к реализации в дальнейшей перспективе инвестиционные проекты, учитывая в среднем тенденцию роста инвестиционной активности, оценочный показатель 2023 года и прогнозные значения на среднесрочную перспективу были скорректированы в сторону увеличения индекса физического объема на 1,47, 1,65 и 1,26 п.п. в 2024 и 2025 годах соответственно в сравнении с прогнозом социально-экономического развития на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Таким образом, в прогнозируемом до 2026 года периоде предполагается, что объем инвестиций в основной капитал сложится с положительной динамикой, составив: в 2024 году - 16,6 млрд руб., в 2025 году - 17,7 млрд руб., в 2026 году - 18,9 млрд руб.

6. Труд и занятость

В 2022 году на рынке труда областного центра сохранялась положительная динамика основных показателей занятости населения.
По данным ОГКУ "Ивановский межрайонный центр занятости населения" (далее - ЦЗН) по состоянию на 31.12.2022 по сравнению с началом 2022 года:
- уровень безработицы сократился с 0,46 до 0,36%, или на 0,1 п.п.;
- численность безработных уменьшилась за год с 1024 до 812 чел., или на 20,7%;
- коэффициент напряженности на рынке труда сократился с 0,36 до 0,28 чел./вакансию, или на 0,08 п.п.

Изменение уровня безработицы и коэффициента напряженности
на рынке труда (на конец периода)



В течение 2022 года в соответствии с Законом <14> 32 организации города Иванова предоставили в ЦЗН информацию о введении режима неполного рабочего времени, простое (в 2021 году - 19), 70 организаций заявили о предполагаемом высвобождении 449 работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организаций (в 2021 году - 94 и 795 соответственно).
--------------------------------
<14> Закон РФ от 19.04.1991 в„– 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Из общего числа представленных сведений о сокращении наиболее крупные высвобождения произошли в следующих организациях, учреждениях: ООО "Реском", ООО "Умный ритейл", ООО "Краудсистем", ФГБУ "Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова", АО "Ивгортеплоэнерго" и др.
Одной из причин сокращения количества работников стали организационно-штатные решения предприятий, оказавшихся в сложной ситуации в связи с производственно-экономическими факторами и введением международных финансово-экономических санкций в отношении российской экономики.
За 2022 год в ЦЗН обратилось за содействием в поиске подходящей работы 6018 чел. (в 2021 году - 8125) - снижение в 1,3 раза, было трудоустроено 2992 безработных и ищущих работу граждан (в 2021 году - 3945), что составило 49,7% от численности обратившихся граждан (в 2021 году - 48,6).
На конец 2022 года по городу Иванову предприятиями и организациями в ЦЗН было заявлено 3994 вакансии (в 2021 году - 5145).
Поддержку рынку труда в 2022 году оказывала реализуемая государственная программа Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области", а также государственные меры социальной поддержки, предусмотренные Правительством Российской Федерации <15>. Данные меры поддержки сохранены и на 2023 год.
--------------------------------
<15> Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 в„– 362 "О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" (вместе с "Правилами предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан").
В 2022 году - Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 в„– 362 "О государственной поддержке в 2022 году юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" (вместе с "Правилами предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан").
Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 в„– 409 "О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда".

Ситуация на рынке труда областного центра, как и в целом по стране, сегодня характеризуется как стабильная. В течение 9 месяцев 2023 года показатели по безработице продолжили снижаться и к октябрю текущего года достигли исторического минимума.
По данным ЦЗН по состоянию на 01.10.2023 в сравнении с началом 2023 года:
- уровень безработицы сократился с 0,36 до 0,17%, или на 0,19 п.п.;
- численность безработных уменьшилась с 812 до 437 чел., или на 46,2%;
- коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 0,28 до 0,14 чел. на одну вакансию, или на 0,14 п.п.;
- число вакансий, заявленных работодателями в ЦЗН, увеличилось с 3934 до 4920 ед., или на 25,1%.
На основании положительной динамики показателей рынка труда оценочные показатели по безработице на 2023 год и плановый период 2024 - 2026 гг. скорректированы в сторону улучшения по сравнению с прогнозом на 2023 - 2025 годы.
По оценке к концу 2023 года численность безработных будет составлять порядка 400 чел., уровень безработицы - 0,17% от трудоспособного населения, коэффициент напряженности на рынке труда - 0,14 чел. на одну вакансию. Государственные меры социальной поддержки и мероприятия, направленные на поддержку и восстановление экономики страны, дают основание прогнозировать, что показатели рынка труда и занятости сохранятся на достигнутом уровне.
В 2024 - 2026 гг. численность безработных прогнозируется в пределах 400 - 390 чел., уровень безработицы - 0,17%, численность незанятых граждан на одну вакансию составит 0,13 чел.
По данным Ивановостат в 2022 году среднесписочная численность работников без внешних совместителей по крупным и средним организациям по городу Иванову составила 79,2 тыс. чел. (в 2021 году - 78,8), или 100,5% к 2021 году.
В связи с тем, что данные по среднесписочной численности работников и среднемесячной заработной плате по полному кругу предприятий, а также по среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства Ивановостат не предоставляются, среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий оценивается на основании фактических отчислений от налога на доходы физических лиц, поступивших в бюджет города Иванова, и с учетом сложившейся динамики по среднемесячной заработной плате работников. Таким образом, в 2022 году показатель оценочно составил 139,5 тыс. чел., или 100,6% к 2021 году.
В 2022 году сохранилась положительная тенденция изменения размера средней заработной платы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2022 году сложилась в размере 38993,0 руб., или 110,5% к 2021 году, в том числе за счет увеличенного размера МРОТ с 01.01.2022 до 13890,0 руб. (рост на 8,6% к 2021 году) и с 01.06.2022 до 15279,0 руб. (рост на 10,0% к началу 2022 года), а также ежегодной индексации оплаты труда работников бюджетной сферы. Фонд начисленной заработной платы составил 65,3 млрд руб., или 111,1% к уровню 2021 года.
Ожидается, что в 2023 - 2026 гг. среднесписочная численность работников будет постепенно увеличиваться со 140,0 тыс. чел. до 141,5 тыс. чел. за счет расширения границ трудоспособного возраста, проводимой работы по снижению неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений, функционирования созданной особой экономической зоны на территории областного центра и увеличения рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов предприятиями и организациями (ООО "Профессионал", ГК "Меркурий", ООО "Джимакс", ООО "Ивановский кабельный завод", ООО "Ивановская текстильная компания", ООО "ИМЗ Автокран" и др.).
Также в плановом периоде прогнозируется положительная тенденция изменения размера средней номинальной заработной платы благодаря реализации мер по повышению уровня жизни населения, ежегодному увеличению МРОТ, а также проведению индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Среднесписочная численность и среднемесячная
заработная плата работников



По данным Ивановостат за период январь - июль 2023 года по среднемесячной заработной плате работников крупных и средних предприятий наблюдается положительная динамика: увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 13,1% по Ивановской области и на 12,2% по городу Иванову. В связи с этим, на основании текущих данных Ивановостат и сценарных условий развития Российской Федерации по сравнению с прогнозом на 2023 - 2025 гг. скорректированы в сторону увеличения на 2023 - 2026 годы значения по среднемесячной заработной плате работников и фонд заработной платы по полному кругу предприятий.
По оценке в 2023 году среднемесячная заработная плата увеличится до 43282,0 руб., или 111,0% к 2022 году, в том числе за счет увеличенного с 01.01.2023 размера МРОТ до 16242,0 руб. (рост на 6,3%) и индексации оплаты труда работников бюджетной сферы на 9,1%. Фонд заработной платы в 2023 году оценочно составит 72,7 млрд руб.
Ежегодный рост заработной платы в 2024 - 2026 гг. оценочно составит 8,0%, 6,5% и 6,0%. Ожидается, что к 2026 году размер заработной платы составит 52770,0 руб., или 121,9% к 2023 году.
Фонд заработной платы в 2024 - 2026 гг. будет увеличиваться в связи с ростом средней заработной платы и увеличением среднесписочной численности работников, к 2026 году он составит 89,6 млрд руб.


------------------------------------------------------------------