Типы документов



Постановление Администрации г. Иванова от 03.11.2023 N 2191 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" Свод законодательства



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИВАНОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2023 г. в„– 2191

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДА ИВАНОВА НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025 И 2026 ГОДОВ

В целях разработки проекта бюджета города Иванова на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе города Иванова, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 29.04.2009 в„– 1033, Администрация города Иванова постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Отраслевым (функциональным) органам и структурным подразделениям Администрации города Иванова обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Глава города Иванова
В.Н.ШАРЫПОВ





Утверждены
постановлением
Администрации
города Иванова
от 03.11.2023 в„– 2191

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА ИВАНОВА
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе города Иванова, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 29.04.2009 в„– 1033, с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Бюджетная и налоговая политика является основой для составления бюджета города Иванова на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и определяет основные подходы к его формированию, общий порядок разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города на среднесрочную перспективу, а также обеспечивает прозрачность и открытость бюджетного планирования.

1. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики
города Иванова в 2022 и в 2023 годах

В условиях сложной экономической и геополитической ситуации итогом реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 году стало обеспечение сбалансированности бюджета города Иванова. Расходы составили 10297,8 млн рублей при поступивших доходах - 10313,4 млн рублей. При этом исполнены все принятые на себя социальные обязательства, оказана посильная поддержка бизнесу. Достижению плановых назначений по доходам способствовала в том числе и своевременная федеральная поддержка базовых отраслей промышленности, технологического сектора и субъектов малого предпринимательства, содействовавшая сохранению рабочих мест, продолжению реализации инвестиционных проектов и быстрому восстановлению деловой активности по мере выстраивания новых хозяйственных связей.
На муниципальном уровне установлены в том числе следующие меры поддержки бизнеса:
- в 2022 году установлен новый коэффициент муниципальной поддержки для кинотеатров - 0,01;
- на 2023 год установлена возможность для предпринимателей размещать сезонные (летние) кафе без взимания платы;
- в виде предоставления отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды земельных участков, аренды зданий, помещений, сооружений на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в которых одно и то же физическое лицо является единственным учредителем (участником) юридического лица и его руководителем;
- в виде отсрочки осуществления платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- в виде продления срока действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Размер муниципального долга сохранен на безопасном уровне, долговая нагрузка на бюджет города Иванова снизилась. По состоянию на 1 января 2022 года его размер составлял 1700,0 млн рублей и он в полном объеме был представлен задолженностью перед коммерческими банками. В 2022 году благодаря федеральной поддержке удалось привлечь бюджетный кредит, который позволил в полном объеме исполнить долговые обязательства перед банками. Бюджетный кредит предоставлен на пять лет с условием погашения его частями, начиная с 2025 года. Процентная ставка по кредиту является минимальной, что позволило существенно сэкономить расходы на обслуживание муниципального долга. Новые коммерческие кредиты благодаря хорошей динамике налоговых и неналоговых доходов удалось минимизировать. Сведения о долговых обязательствах города Иванова размещаются на официальном сайте раскрытия информации о муниципальных финансах города Иванова в сети Интернет. В 2022 и в 2023 годах город Иваново отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
2023 год отмечен интегрированием бюджета города Иванова в изменившуюся систему уплаты налогов и сборов с обязательным использованием всеми налогоплательщиками инструмента "единого налогового платежа". По итогам I квартала наблюдалось значительное снижение налоговых доходов бюджета в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, исполнение запланированных годовых показателей по доходам вызывало опасения. Однако к концу полугодия ситуация начала выравниваться, а итоги 9 месяцев позволяют прогнозировать достижение годовых назначений по налоговым доходам. Рост налоговых доходов по состоянию на 01.10.2023 составил 5,6%. Расходование средств осуществляется в планомерном порядке. Бюджет запланирован с дефицитом, размер которого ниже ограничения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В 2022 и в 2023 годах город продолжил участие в реализации национальных проектов, что позволило привлечь средства вышестоящих бюджетов на дорожную деятельность, благоустройство общественных территорий города Иванова, рекультивацию стихийной свалки на улице Минской. В рамках проектов построены новый детский сад на 240 мест по ул. 1-я Камвольная и пристройка на 57 мест в МБДОУ "Детский сад в„– 152". Завершено строительство общеобразовательной школы на 350 мест в микрорайоне "Рождественский", продолжается строительство пристройки к зданию МБОУ "Гимназия в„– 44". В 2022 году на реализацию национальных проектов было привлечено из вышестоящих бюджетов 1871,3 млн рублей, в 2023 году планируется - 2104,4 млн рублей.
Продолжается внедрение механизма расходования средств бюджета на решение вопросов местного значения при участии населения. В 2022 году было реализовано 15 проектов местных инициатив, в 2023 году ведутся работы по 30 проектам. Все проекты связаны с благоустройством общественных территорий. В 2022 году размер инициативных платежей составил 0,9 млн рублей при общих затратах 17 млн рублей.

2. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

Бюджетная и налоговая политика на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов отражает преемственность целей и задач налоговой политики предыдущего периода и направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Иванова с учетом текущей экономической ситуации, решение экономических и социальных задач, безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом, минимизацию имеющихся рисков несбалансированности бюджета.
При реализации бюджетной и налоговой политики в первоочередном порядке необходимо:
- взвешенно подходить к вопросу расходования бюджетных средств;
- главным распорядителям бюджетных средств в постоянном режиме анализировать принятые на себя бюджетные обязательства на предмет их необходимости и достаточности и принимать своевременные решения по их актуализации;
- осуществлять бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала, минимизировать ежегодный дефицит бюджета города Иванова;
- принимать все возможные усилия к минимизации роста муниципального долга.
Осуществлять бюджетную и налоговую политику необходимо с учетом дальнейшей реализации плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Иванова, утвержденного постановлением Администрации города Иванова от 25.03.2020 в„– 366 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Иванова на 2020 - 2025 годы".
Кроме того, необходимо обеспечить публичность процесса управления муниципальными финансами, прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан.

3. Бюджетная и налоговая политика в области доходов

Бюджетная политика в области доходов будет базироваться на неизменности в предстоящем периоде состава налоговых доходов бюджета города и нормативов их отчисления в городской бюджет. Бюджетообразующим налогом останется налог на доходы физических лиц, он и будет определять основную динамику налоговых и неналоговых доходов бюджета. Предварительный прогноз социально-экономического развития города предусматривает дальнейшую адаптацию бизнеса к изменениям логистических и производственных связей (в условиях действия санкций) и его поступательное развитие, а также ежегодный прирост трудовых доходов населения.
В сложившихся условиях бюджетная политика в области доходов будет направлена:
- на качественное планирование налоговых и неналоговых доходов, позволяющее минимизировать риск несбалансированности бюджета;
- на увеличение доходного потенциала бюджета города темпами, опережающими рост показателей социально-экономического развития.
Меры по увеличению доходного потенциала бюджета города Иванова:
1. Осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления в городской бюджет налоговых и неналоговых платежей, проведение анализа состояния дебиторской задолженности, инвентаризация просроченной задолженности, усиление работы по повышению собираемости платежей в бюджет города, проведение претензионной работы с неплательщиками, осуществление мер принудительного взыскания задолженности, списание безнадежной к взысканию задолженности.
2. Расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, в том числе за счет выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, а также с помощью проводимой кадастровой оценки. В целях вовлечения в налоговый оборот ранее учтенных объектов недвижимого имущества (до создания Единого государственного реестра недвижимости) и, как следствие, увеличения поступлений имущественных налогов проводится совместная работа федеральных органов государственной власти и Администрации города Иванова по выявлению правообладателей указанных объектов.
3. Эффективное управление муниципальным имуществом города Иванова, продолжение работы по отстаиванию интересов города Иванова в части сохранения доходной базы.
4. Проведение оценки эффективности налоговых расходов города Иванова, направленной на повышение обоснованности, эффективности и рациональности использования инструментов налогового стимулирования, минимизацию риска неэффективных налоговых расходов города Иванова.
5. Проведение информационной кампании, направленной на побуждение к своевременному исполнению платежных обязательств и недопущению роста задолженности по платежам в бюджет города.
Координация работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет города в предстоящем бюджетном цикле продолжит осуществляться в рамках деятельности рабочей группы по противодействию теневой занятости и легализации трудовых отношений и координационного совета по платежам в бюджет города. Основные направления такой работы: активизация мероприятий по борьбе с выплатами "серой" заработной платы по НДФЛ, мобилизация доходов в бюджет города Иванова, сокращение задолженности и рост налогооблагаемой базы.
В отношении налогов, установленных на местном уровне: земельный налог и налог на имущество физических лиц - планируется сохранение всех действующих льгот и ставок налогообложения.
В текущем финансовом году во всех регионах страны в соответствии с положениями федерального законодательства проводится переоценка объектов недвижимости. Проведение единого цикла государственной кадастровой оценки обеспечит по всей стране актуальную кадастровую стоимость на единую дату и по единой методологии. Оценка, применяемая в настоящее время, была проведена в 2012 году. Оценка 2023 года основывается на более полных данных, учитываются информация о местоположении, год постройки, степень износа, рыночная информация и другие ценообразующие факторы. Действующая кадастровая оценка проведена с использованием затратного метода, учитывающего расходы на создание объекта. В новой оценке используется рыночный или сравнительный подход, основанный на анализе рыночных цен, сделок и предложений, что является более объективным критерием, поскольку расходы могли быть понесены много лет назад, а рыночную конъюнктуру можно отслеживать в реальном времени.
Налог на имущество физических лиц в соответствии с новой кадастровой оценкой будет начислен в 2025 году (за 2024 год).
Федеральный закон от 31.07.2023 в„– 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает, что направлять информацию в налоговую инспекцию будут органы не только федерального, но и муниципального земельного контроля. В настоящее время органы Россельхознадзора и Росреестра представляют в налоговые органы сведения о нарушениях земельного законодательства в отношении участков, не используемых по целевому назначению. Такие данные касаются участков, принадлежащих организациям и гражданам, относящихся к землям сельхозназначения или зонам сельхозиспользования, а также участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества. Аналогичный информационный обмен с 2024 года планируется ввести между налоговыми органами и органами муниципального земельного контроля во всех муниципальных образованиях. Полученные сведения будут использоваться для исчисления земельного налога по повышенной налоговой ставке до 1,5%, начиная со дня совершения нарушений (либо со дня их обнаружения) и до первого числа месяца, в котором орган контроля установил факт устранения нарушений.
Сохранится размер коэффициента муниципальной поддержки для кинотеатров - 0,01, а также будет продолжено предоставление отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды земельных участков, аренды зданий, помещений, сооружений на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в которых одно и то же физическое лицо является единственным учредителем (участником) юридического лица и его руководителем.
В условиях ограниченности собственной финансовой базы и в целях сокращения финансовой нагрузки на бюджет города будет продолжено активное взаимодействие с органами государственной власти Ивановской области в части привлечения в городской бюджет федеральных и областных трансфертов.

4. Бюджетная политика в области расходов

Бюджетная политика в области расходов не претерпит значительных изменений и будет направлена на обеспечение максимальной эффективности использования бюджетных средств. При этом в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в городе не должен снижаться достигнутый уровень предоставления муниципальных услуг (работ) и качество их предоставления. Повышению качества оказываемых муниципальных услуг будет способствовать в том числе внедрение механизма социального заказа на оказание муниципальных услуг, позволяющего вовлекать в процесс организации, не являющиеся муниципальными учреждениями.
Самыми емкими по объемам бюджетных ассигнований останутся сферы образования, культуры, спорта, благоустройства и дорожной деятельности. Будут сохранены все социальные льготы. Планируется сохранение поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления субсидий на конкретные цели.
1. Базовыми показателями для формирования параметров проекта бюджета города на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в части расходов будут приняты бюджетные ассигнования, утвержденные на 2023 год в первоначальной редакции решения Ивановской городской Думы от 21.12.2022 в„– 358 "О бюджете города Иванова на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов".
Базовые бюджетные ассигнования будут уточнены за счет:
- увеличения бюджетных ассигнований на поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников в социальной сфере в соответствии с указами Президента Российской Федерации 2012 года;
- планируемого повышения минимального размера оплаты труда с 01.01.2024 на 18,5%;
- индексации заработной платы работников муниципальных учреждений с 01.10.2023;
- планируемого ежегодного роста тарифов на коммунальные услуги;
- планируемого увеличения расходов на питание в муниципальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
- покрытия в полном объеме потребности на антитеррористическую защищенность муниципальных школ и садов, в части организации охраны учреждений.
2. Увеличение бюджетных ассигнований по действующим и принятие новых расходных обязательств необходимо осуществлять только в рамках финансовой обеспеченности. Привлечение дополнительных заимствований сопряжено с трудностями, возникающими по причине того, что город не может привлекать коммерческие кредиты под ставки, превышающие размер ключевой ставки Банка России плюс 1 процент годовых.
В случае необходимости изыскания средств на обеспечение дополнительных расходов прибегать к анализу бюджетных ассигнований и перераспределению средств с менее приоритетных направлений.
3. Инвестиционные расходы необходимо осуществлять исходя из реальных возможностей бюджета, с учетом их приоритетности, в первую очередь включать в расходную часть бюджета инвестиции в объекты капитального строительства, софинансируемые из вышестоящих бюджетов.
4. С учетом возможностей бюджета предпринять все возможные усилия к дальнейшей реализации на территории города национальных проектов, что позволит привлечь на данные цели средства вышестоящих бюджетов. Кроме того, в целях сокращения финансовой нагрузки на бюджет городу необходимо принимать участие в региональных проектах (программах) и объявленных отборах получателей грантов.
5. Эффективному расходованию бюджетных средств будут способствовать:
- повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет города Иванова в случае недостижения объемных показателей, установленных в муниципальном задании;
- предоставление из бюджета города субсидий с установлением показателей результативности их использования и механизмов возврата в случае недостижения таких показателей;
- соблюдение нормативов на содержание органов местного самоуправления и величины предельной численности депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих.
6. Поддержка в актуальном состоянии муниципальных программ города Иванова с учетом федеральных и региональных приоритетов развития, обеспечение преемственности показателей, обозначенных в муниципальных программах, целям и задачам, обозначенным в государственных программах, для обеспечения их увязки и привлечения средств из вышестоящих бюджетов.

5. Бюджетная политика в области управления
муниципальным долгом (долговая политика)

В своей долговой политике муниципалитет будет исходить из необходимости:
- обеспечения эффективного управления муниципальными заимствованиями;
- минимизации рисков, возникающих в процессе управления муниципальным долгом;
- сохранения статуса муниципалитета со средним уровнем долговой устойчивости.
Долговую политику города Иванова и сопутствующие ей риски будут определять:
- значительный объем муниципального долга. По итогам 2023 года он планируется в размере 2060,0 млн рублей;
- ограничение, установленное договорами о предоставлении бюджетных кредитов, в части привлечения коммерческих заимствований под процент, превышающий размер ключевой ставки Банка России плюс 1 процент годовых;
- нестабильная динамика ключевой ставки Банка России.
Основные направления долговой политики на предстоящий период:
1. Оптимизация новых коммерческих заимствований по объемам и срокам.
2. Снижение расходов на обслуживание муниципального долга.
Данным направлениям будут способствовать:
- повышение точности прогнозирования кассовых поступлений и выплат из бюджета, и соответственно возникающих в отдельные периоды финансового года кассовых разрывов;
- рациональная политика в сфере бюджетных расходов и оптимизация размера дефицита бюджета города Иванова;
- привлечение в целях покрытия временных кассовых разрывов на единый счет бюджета города Иванова остатков средств с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами муниципальных бюджетных и автономных учреждений, с условием последующего возврата привлеченных средств на соответствующие казначейские счета;
- привлечение в целях покрытия временных кассовых разрывов бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (кредит предоставляется Управлением Федерального казначейства по Ивановской области под минимальный процент).
Снижению расходов на обслуживание муниципального долга также будут способствовать мониторинг динамики ключевой ставки и, в случае ее снижения - работа с банками в направлении изменения размера процентной ставки по действующим кредитным обязательствам либо осуществление муниципалитетом рефинансирования.
3. Изыскание возможностей для направления налоговых и неналоговых доходов бюджета города, поступающих сверх запланированного уровня, на оптимизацию размера дефицита бюджета города.
В предстоящем периоде планируется сохранить мораторий на предоставление муниципальных гарантий.
Результатом реализации долговой политики должны стать минимизация роста муниципального долга, обеспечение выполнения всех долговых обязательств в установленные сроки и в полном объеме соблюдение всех ограничений в части муниципального долга и расходов на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------