Типы документов



Постановление администрации Шуйского муниципального района от 13.09.2023 N 543-п "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Шуйском муниципальном районе на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" Свод законодательства



ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ШУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2023 г. в„– 543-п

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В ШУЙСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Решением Шуйского районного Совета от 04.02.2009 в„– 5 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Шуйском муниципальном районе", в целях составления проекта районного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, Администрация Шуйского муниципального района постановляет:

1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики в Шуйском муниципальном районе на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (прилагается).

2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации, начальника финансового управления Хренову С.В.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Глава Шуйского муниципального района
С.А.БАБАНОВ





Приложение
к постановлению
Администрации Шуйского
муниципального района
от 13.09.2023 в„– 543-п

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ШУЙСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

Основные направления бюджетной и налоговой политики в Шуйском муниципальном районе на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Положением о бюджетном процессе в Шуйском муниципальном районе, утвержденным решением Шуйского районного Совета от 04.02.2009 в„– 5.
Бюджетная и налоговая политика является основой для составления бюджета Шуйского муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и определяет основные подходы к его формированию, общий порядок разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета района на среднесрочную перспективу, а также обеспечивает прозрачность и открытость бюджетного планирования.
Реализация бюджетной и налоговой политики в предстоящем периоде будет осуществляться в условиях сложной экономической и геополитической ситуации, что существенно повышает риск недостижения запланированных бюджетных показателей. Вследствие этого необходимо взвешенно подходить к принятию любых новых расходных обязательств, а также к вопросу увеличения объема финансирования действующих.

1. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики
в Шуйском муниципальном районе в 2022 году
и первой половине 2023 года

Основными итогами реализации бюджетной и налоговой политики в Шуйском муниципальном районе в 2022 году и первой половине 2023 года:
- решение задач социально-экономического развития Шуйского муниципального района в условиях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Шуйского муниципального района;
- оптимизация бюджетных расходов за счет повышения их эффективности в результате перераспределения средств на первоочередные расходы, а также в пользу приоритетных направлений и проектов, с целью сохранения социальной и финансовой стабильности;
- обеспечение исполнения бюджетных обязательств без привлечения заемных средств;
- утверждение бюджета Шуйского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в "программном" формате на основании 12 муниципальных программ, доля расходов которых составила 95,3% от общего объема расходов бюджета Шуйского муниципального района;
- привлечение дополнительных средств федерального и областного бюджетов благодаря участию в различных государственных программах на условиях софинансирования;
- пополнение доходной части бюджета района по результатам работы комиссии по обеспечению своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
- повышение качества и доступности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
- реализация майских указов Президента Российской Федерации;
- работа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
- повышение уровня открытости и прозрачности информации о муниципальных финансах, показателях бюджета Шуйского муниципального района и бюджетном процессе в Шуйском муниципальном районе - "Бюджет для граждан".
При исполнении районного бюджета в 2022 году удалось избежать привлечения кредитных ресурсов, а также не допустить образования просроченной кредиторской задолженности.

2. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

Бюджетная и налоговая политика сохраняет преемственность задач, определенных в 2023 году.
В условиях нестабильной экономической ситуации первостепенной задачей является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Шуйского муниципального района, решение экономических и социальных задач, безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом, минимизацию имеющихся рисков несбалансированности бюджета.
С 2023 года в целях упрощения налогового администрирования был введен институт единого налогового счета, в рамках которого обязательства каждого налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом. На едином налоговом счете учитываются платежи в бюджет и внебюджетные фонды и денежные средства, поступившие в качестве единого налогового платежа.
Новый механизм расчетов с бюджетом исключает наличие у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов.
Введение института единого налогового платежа, предусматривающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим распределением в счет причитающихся налоговых обязательств при наступлении сроков уплаты, позволяет повысить собираемость доходов и снизить издержки для бизнеса, поднять на более высокий уровень платежную дисциплину налогоплательщиков.
Реализация бюджетной и налоговой политики будет осуществляться по следующим направлениям:
- бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала и недопущение роста долговой нагрузки, как базового принципа ответственной бюджетной политики;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих обязательств;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- приоритизация бюджетных расходов в целях реализации указов Президента Российской Федерации, определяющих национальные цели развития страны;
- повышение качества предоставления муниципальных услуг;
- обеспечение публичности процесса управления муниципальными финансами, обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса для граждан.
Особое внимание по-прежнему будет уделено изменениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, контролю исполнения установленных им требований и норм, своевременному внесению соответствующих изменений в муниципальные правовые акты.

3. Бюджетная и налоговая политика в области доходов

Бюджетная и налоговая политика Шуйского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в области доходов будет ориентирована на укрепление собственной доходной базы бюджета района, совершенствование администрирования доходов, эффективное использование муниципального имущества.
Налоговая политика района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов будет выстраиваться с учетом реализации изменений законодательства.
В период 2024 - 2026 годов будет продолжена работа по улучшению администрирования доходов.
Начиная с 2024 года администрирование доходов будет осуществляться главными администраторами доходов бюджета Шуйского муниципального района, наделенных полномочиями в соответствии с Перечнем главных администраторов доходов бюджета Шуйского муниципального района, которые являются главными распорядителями и получателями бюджетных средств из федерального и областного бюджетов.
Налоговая политика Шуйского муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов будет направлена на сохранение и развитие имеющегося налогового потенциала. Потенциальным резервом увеличения налоговых доходов бюджета Шуйского муниципального района является налог на доходы физических лиц.
Сохранению положительной динамики поступлений доходов и повышению доходного потенциала бюджета Шуйского муниципального района будет способствовать стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, наращивание экономического потенциала района на фоне складывающейся геополитической ситуации. В трехлетней перспективе 2024 - 2026 годов налоговая политика Шуйского муниципального района будет соответствовать приоритетам налоговой политики федерального и регионального уровней.
В горизонте предстоящей трехлетки налоговая политика отражает преемственность целей и задач налоговой политики предыдущего периода.
К числу основных направлений бюджетной и налоговой политики в сфере доходов в сложившихся условиях следует отнести:
- улучшение качества администрирования главными администраторами доходов бюджета района в целях обеспечения качественного прогнозирования доходов бюджета и выполнения в полном объеме годовых назначений;
- взаимодействие с организациями-налогоплательщиками с целью достоверности и объективности прогнозирования доходных источников Шуйского муниципального района;
- совершенствование методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
- ведения реестра источников доходов бюджета Шуйского муниципального района;
- проведения работы по оценке эффективности предоставления налоговых льгот;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
- повышение эффективности использования имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, осуществление контроля за использованием муниципального имущества, сданного в аренду, а также переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным учреждениям и муниципальным предприятиям Шуйского муниципального района;
- проведение работ по принудительному изъятию ненадлежащим образом используемых или неиспользуемых по назначению земельных участков для предоставления эффективным инвесторам;
- обеспечение межведомственного взаимодействия государственных и муниципальных органов исполнительной власти на основе проведенной инвентаризации объектов имущества и земельных участков с последующим контролем за постановкой на учет указанных объектов. Выявлением потенциальных плательщиков налогов;
- исчисление налоговой базы по объектам недвижимого имущества, исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года налогового периода.
Межбюджетные отношения на 2024 - 2026 годы будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 16.12.2019 в„– 72-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Ивановской области", соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Шуйского муниципального района.
В целях сокращения финансовой нагрузки на бюджет Шуйского муниципального района будет продолжено активное взаимодействие с органами государственной власти Ивановской области в части привлечения в бюджет Шуйского муниципального района федеральных и областных трансфертов, в том числе посредством:
- участия исходя из возможностей бюджета Шуйского муниципального района в реализации национальных (региональных) проектов, государственных программ и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета и областного бюджета;
- получения финансового обеспечения переданных Шуйскому муниципальному району государственных полномочий в объемах, необходимых для их эффективного исполнения.
В этих целях должен быть обеспечен контроль за соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов вышестоящего уровня.

4. Бюджетная политика в области расходов

Бюджетная политика Шуйского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов в сфере расходов бюджета Шуйского муниципального района должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и нацелена на дальнейшее повышение эффективного использования средств бюджета Шуйского муниципального района, распределение их по приоритетным направлениям, выполнение всех социальных обязательств и недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
Основные направления политики Шуйского муниципального района на предстоящие три года в части расходования бюджетных средств определены с учетом дальнейшей последовательной реализации целей и задач, поставленных в 2023 году. Проводимую политику района на протяжении многих лет определяет такой фактор как ограниченность собственных финансовых ресурсов, в предстоящем периоде, кроме того, увеличивается риск неполучения запланированного объема доходов под влиянием экономической и геополитической ситуации в стране.
В данных условиях необходимо еще более взвешенно подходить к расходованию бюджетных средств, сосредоточив бюджетные ресурсы на приоритетных направлениях (реализация приоритетных направлений социально-экономической политики, сохранение мер социальной поддержки граждан, которые действовали в предшествующие годы, формирование комфортных условий проживания жителей). Ключевыми требованиями к формированию расходов должны быть их рациональность, эффективность, обеспечение максимальной отдачи и достижение поставленных целей.
Необходимо не допускать увеличения действующих и принятие новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами. При отсутствии доходных источников - изыскивать возможность обеспечения дополнительных расходов за счет внутреннего перераспределения средств с менее приоритетных направлений.
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Шуйского муниципального района в области расходов бюджета Шуйского муниципального района являются:
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Шуйского муниципального района, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;
- дальнейшая реализация принципа формирования расходов бюджета Шуйского муниципального района программно-целевым методом, во взаимосвязи целевых показателей деятельности и способов их достижения в рамках имеющихся ресурсных ограничений и направленных на улучшение качества и повышение доступности предоставления муниципальных услуг;
- проведение комплексной оценки эффективности муниципальных программ, включающей объективную оценку эффективности их реализации в разрезе подпрограмм, оценку финансового обеспечения и качества планирования;
- увязка муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целевыми индикаторами муниципальных программ, усиление текущего контроля и ответственности за выполнение муниципальных заданий;
- повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий, в том числе по выполнению требований об обязательном возврате средств субсидии в случае недостижения объемных показателей, установленных в муниципальном задании;
- сохранение уровня средней заработной платы работников муниципальных учреждений образования и культуры Шуйского муниципального района на уровне показателей, установленных майскими указами Президента Российской Федерации, в том числе в зависимости от качества и количества выполняемой работы;
- обеспечение исполнения обязательств по оплате труда работников муниципальных учреждений Шуйского муниципального района Ивановской области с учетом изменения законодательства о минимальном размере оплаты труда;
- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд конкурентными способами, обеспечивающими наименьшие затраты при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ, услуг;
- стимулирование, развитие малого и среднего бизнеса путем оказания муниципальной поддержки;
- осуществление работы, направленной на привлечение средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет Шуйского муниципального района, в том числе путем участия в федеральных и региональных проектах и программах, а также выполнение условий софинансирования к средствам вышестоящих бюджетов;
- повышение качества обеспечения муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению муниципальных контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращения коррупции в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- расширение электронного взаимодействия в бюджетном процессе;
- повышение эффективности муниципального финансового контроля, усиление контроля учредителей за деятельностью муниципальных учреждений и муниципальных предприятий.
В 2024 - 2026 годах будет продолжено участие в реализации национальных и региональных проектов. В частности, планируется продолжить участие в национальном проекте "Культура", в национальном проекте "Образование", в региональных проектах "Современная школа".
В сфере образования бюджетная политика будет направлена на обеспечение возможности для населения Шуйского муниципального района получить качественное образование, обеспечивающее потребности экономики района, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере образования, на реализацию молодежной политики.
В целях создания стимулов для повышения эффективности деятельности подведомственных учреждений и экономии бюджетных средств в 2024 - 2026 годах будет продолжена работа по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в системе образования, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Одним из приоритетных направлений в сфере образования является расширение и укрепление потенциала системы образования Шуйского муниципального района, которое предполагает:
- совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг образования;
- проведение мероприятий по информированию потребителей услуг, обеспечению прозрачности деятельности организаций образования;
- создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В сфере образования основная часть бюджета отрасли будет направлена на реализацию мероприятий, принятых муниципальной программой "Развитие системы образования Шуйского муниципального района".
В сфере организации отдыха и оздоровления детей продолжится работа по организации отдыха и оздоровления детей в санаторных лагерях круглогодичного действия, загородных лагерях и лагерях дневного пребывания, проведению областных профильных смен в летнее время для детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поставлены задачи расширения форм оздоровления детей и молодежи, а также увеличения объемов привлеченных средств родителей и юридических лиц.
В сфере культуры основные усилия будут направлены на развитие учреждений культуры, сохранение культурного и исторического наследия, развитие творческого потенциала района, создание условий для улучшения доступа населения к культурным ценностям, информации и знаниям, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, компьютеризацию и информатизацию отрасли.
Основные усилия в сфере физической культуры и спорта будут направлены в 2024 - 2026 годы на организацию физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий в выездных соревнованиях.
Одним из приоритетных направлений в сфере молодежной политики в Шуйском муниципальном районе будет являться проведение мероприятий по обеспечению гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействию предпринимательской деятельности, поддержки талантливой молодежи, молодой семьи, развитию общественной молодежной инициативы, механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, патриотического воспитания молодежи, включая мероприятия по подготовке к военной службе, что позволит обеспечить решение поставленных задач в указанной сфере деятельности.
В сфере дорожного хозяйства приоритетным направлением останется дальнейшее развитие дорожной инфраструктуры, сохранение и повышение транспортно-эксплуатационного состояния сети автодорог общего пользования за счет своевременного проведения комплекса работ по содержанию и ремонту дорог, обеспечивающее безопасные перевозки грузов и пассажиров, улучшение экологической обстановки, а также сохранение и поддержание достигнутого уровня автомобильных дорог. Для качественного достижения указанных целей из дорожного фонда будут выделены бюджетные ассигнования, которые будут направлены на проектирование, строительство и реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения. Продолжится работа по участию в региональных проектах. Направление средств на ремонт дорожной сети позволит обеспечить надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние дорожной сети, снизить уровень аварийности на автомобильных дорогах.
В целях реализации поставленных целей и задач необходимо осуществить действия по следующим направлениям:
1. Минимизация бюджетных расходов.
В целях обеспечения сбалансированности районного бюджета, стабильности и устойчивости выполнения действующих расходных обязательств возникает необходимость ограничения размера бюджетного дефицита.
Снижение доходов районного бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита районного бюджета определяют потребность перехода к режиму жесткой экономии средств районного бюджета.
2. Обеспечение режима экономного и рационального использования средств районного бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности расходных обязательств с доходными возможностями районного бюджета придется отказаться от необязательных в текущей ситуации затрат. При этом режим жесткой экономии бюджетных средств следует обеспечить не только за счет прямого сокращения непервоочередных и неприоритетных расходов, но и за счет повышения эффективности использования средств районного бюджета, а также за счет концентрации бюджетных ресурсов на решение вопросов местного значения.
3. Совершенствование управления исполнением районного бюджета.
Управление исполнением районного бюджета должно способствовать повышению эффективности расходования средств районного бюджета и обеспечивать ритмичность и сбалансированность. В целях обеспечения ритмичности исполнения районного бюджета все необходимые меры для организации его исполнения должны приниматься своевременно и реализовываться максимально оперативно. В частности, главные распорядители средств районного бюджета при исполнении районного бюджета должны обеспечить качество и строгое соблюдение установленных сроков подготовки проектов муниципальных правовых актов, обеспечивающих осуществление расходов районного бюджета.
4. Повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
В целях повышения открытости и прозрачности бюджета обеспечивается:
- размещение на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также на официальном сайте администрации Шуйского муниципального района установленной информации о бюджетном процессе, формировании и исполнении бюджета Шуйского муниципального района;
- ежегодное проведение публичных слушаний по проекту бюджета Шуйского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период и по годовому отчету об исполнении бюджета Шуйского муниципального района в целях повышения информационной открытости деятельности администрации Шуйского муниципального района и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения бюджета Шуйского муниципального района;
- публикация на официальном сайте администрации Шуйского муниципального района аналитического документа "Бюджет для граждан".

5. Бюджетная политика в области управления
муниципальным долгом (долговая политика)

Основной задачей реализации долговой политики является поддержание объема муниципального долга на нулевом уровне.
Кроме того, в 2019 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления нового подхода к определению долговой устойчивости бюджетов и требований к публично-правовым образованиям в зависимости от групп долговой устойчивости, к которым они были отнесены. Данные требования действуют с 2021 года. В этой связи особое внимание должно быть сосредоточено на исполнении установленных требований и ограничений в будущем году, а также на поддержании объема и структуры муниципального долга, постепенном снижении объема муниципальных заимствований.
Долговая политика района, как составная часть бюджетной политики, в 2024 - 2026 годах призвана обеспечить последовательность реализации целей и задач предыдущего периода, и ориентирована на реализацию следующих задач:
- поддержание объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных нормами бюджетного законодательства Российской Федерации;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями районного бюджета в привлечении заемных средств;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальном долге Шуйского муниципального района.

6. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений

Деятельность органов местного самоуправления Шуйского муниципального района в сфере межбюджетных отношений будет направлена на работу по привлечению в бюджет Шуйского муниципального района дополнительных межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов.
В рамках Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Шуйского муниципального района продолжится работа по осуществлению контроля за соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Формирование межбюджетных отношений с поселениями Шуйского муниципального района в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------