Типы документов



Решение Ивановского областного суда от 21.08.2023 по делу N 3а-35/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующим в части пункта 2.2.1 Приложения 1 Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2022 N 53-к/1 "О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ в сфере водоотведения для МУП "Сервис Плюс", осуществляющего деятельность в Вичугском муниципальном районе"> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2023 г. по делу в„– 3а-35/2023

УИД 37OS0000-01-2023-000069-74

город Иваново

Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Степановой Л.А.
при секретаре Р.
с участием прокурора Гурьевой Е.А.
представителей:
административного истца - Д.,
административного ответчика - К., Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия "Сервис Плюс" о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2122 г. в„– 53-к/1 "О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ в сфере водоотведения для МУП "Сервис Плюс", осуществляющего деятельность в Вичугском муниципальном районе",

установил:

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - орган регулирования, Департамент) от 24 ноября 2122 г. в„– 53-к/1 "О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ в сфере водоотведения для МУП "Сервис Плюс", осуществляющего деятельность в Вичугском муниципальном районе" (далее - постановление в„– 53-к/1) произведена корректировка на 2023 год и введены в действие с 01.12.2022 долгосрочные тарифы для МУП "Сервис Плюс", осуществляющего деятельность в сфере водоотведения в Вичугском муниципальном районе, приложение 1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 11.12.2020 в„– 69-к/2 изложено в новой редакции.
В частности, в приложении в„– 1 указанного постановления установлены тарифы на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей, в том числе для Новописцовского городского поселения с 01.12.2022 по 31.12.2023 - 64,71 руб. за куб. м.
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 30.11.2022.
Муниципальное унитарное предприятие "Сервис Плюс" (далее - МУП "Сервис Плюс", организация, предприятие) обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующим со дня принятия указанное постановление в части тарифов в сфере водоотведения, установленных для МУП "Сервис Плюс" (Новописцовское городское поселение) в пункте 2.2.1 Приложения в„– 1 к постановлению на 2023 год, а также взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Требования мотивированы тем, что предприятие не согласно с определенным Департаментом размером тарифов, считает их заниженными, что нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, создает угрозу убыточности деятельности организации.
Административный истец полагает, что при формировании тарифа по Новописцовскому городскому поселению административный ответчик необоснованно исключил из расчета необходимой валовой выручки фактические расходы на очистку сточных вод за период с 25.10.2019 по 31.08.2021 г. в сумме 3573006,41 руб., которые были признаны решениями Арбитражного суда Ивановской области от 13.01.2022 года, Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 года, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.07.2022 года.
В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители Департамента энергетики и тарифов Ивановской области возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 1 л.д. 150 - 157).
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Правила), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года в„– 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года в„– 1746-э (далее - Методические указания).
К регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в частности водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; регулированию подлежат тарифы на водоотведение (статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года в„– 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, в соответствии с пунктами 1.1, 3.4.1 которого Департамент энергетики и тарифов Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных настоящим Положением, в полномочия которого входит, в том числе утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пунктов 12 - 13, 16 - 17, 25, 27 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что МУП "Сервис Плюс" постановлением администрации Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района от 25.10.2019 г. в„– 184 наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области.
МУП "Сервис Плюс" оказывает услуги водоотведения сторонним потребителям и в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 г. в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является организацией, деятельность которой подлежала государственному регулированию.
Для осуществления регулируемой деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям Новописцовского городского поселения МУП "Сервис Плюс" использует находящиеся в собственности администрации Вичугского муниципального района имущество и объекты коммунальной инфраструктуры, закрепленные за истцом на праве хозяйственного ведения нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В сфере водоотведения на территории Новописцовского городского поселения Вичугского района МУП "Сервис Плюс" осуществляет сбор стоков от собственных потребителей Новописцовского городского поселения, транспортировку по собственным сетям водоотведения, стоки передаются на очистку на очистные сооружения ООО "СТОК".
25 апреля 2022 года МУП "Сервис Плюс" обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об установлении тарифов на водоотведение на 2023 год.
Органом тарифного регулирования 13 мая 2022 года открыто тарифное дело, результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении (т. 1 л.д. 45 - 78). Метод регулирования - метод индексации установленных тарифов (корректировка регулируемых тарифов на 2023 год).
Для потребителей МУП "Сервис Плюс" постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 11.12.2020 в„– 69-к/2 установлены долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2021 - 2023 год, которые ежегодно корректируются органом регулирования. 2023 год является третьим годом долгосрочного периода регулирования.
На основании представленных заявителем материалов и указанного экспертного заключения в порядке пунктов 27 - 28 Правил на заседании правления Департамента большинством голосов 24 ноября 2022 года принято оспариваемое постановление решение об установлении (корректировке) тарифов (выписка из протокола заседания правления в„– 53/2 от 24.11.2022 г., т. 1 л.д. 21 - 25 оборот).
В этот же день вынесено оспариваемое постановление, текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 32 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года в„– 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 30.11.2022.
Правомочность органа, принявшего оспариваемое постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
Согласно п. 9 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка необходимой валовой выручки и тарифов, установленных с применением метода индексации осуществляется по формуле 32 Методических указаний.
В силу пунктов 25, 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и в случае, если экономическая обоснованность расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена, отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией.
Как следует из материалов дела, ООО "СТОК" на территории Новописцовского городского поселения Вичугского района оказывает МУП "Сервис Плюс" услуги по очистке сточных вод (договор на оказание соответствующих услуг между ООО "СТОК" и МУП "Сервис Плюс" не заключен).
В составе неподконтрольных расходов Департаментом учитываются расходы на оплату оказанных ООО "СТОК" услуг исходя из плановых объемов водоотведения от потребителей МУП "Сервис Плюс" и установленных для ООО "СТОК" тарифов на очистку сточных вод.
На 2023 год данные расходы запланированы органом регулирования в следующем размере 36,168 тыс. куб. м (плановый объем водоотведения от потребителей МУП "Сервис Плюс" на 2023 год) x 30,69 руб./куб. м (тариф ООО "СТОК" на очистку сточных вод, утвержденный на 2023 год постановлением Департамента от 24 ноября 2022 года в„– 53-л/3) x 1,2 (ставка НДС) = 1331,995 тыс. руб.
Письмом от 23 мая 2022 года в„– 120 МУП "Сервис Плюс" в орган регулирования представлена откорректированная тарифная заявка на 2023 год, в которой дополнительно указан размер расходов на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов за прошлые периоды регулирования в сумме 3681,049 тыс. руб. (в первоначальной заявке размер таких расходов составлял 108,043 тыс. руб.).
В качестве обоснования данных расходов к письму МУП "Сервис Плюс" от 23 мая 2022 года в„– 120 приложено постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2022 года по делу в„– А17-7068/2020, которым решение Арбитражного суда Ивановской области от 13 января 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба МУП "Сервис Плюс" - без удовлетворения.
Согласно решению Арбитражного суда Ивановской области от 13 января 2022 года с МУП "Сервис Плюс" в пользу ООО "СТОК" взыскана задолженность в размере 3573006 руб. 41 коп.
Из содержания названного судебного акта следует, что указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой МУП "Сервис Плюс" в полном объеме оказанных ООО "СТОК" услуг по очистке сточных вод в период с 25 октября 2019 года по 31 августа 2021 года.
Отказывая полностью во включении данных расходов в необходимую валовую выручку при расчете тарифов на 2023 год, орган регулирования исходил из того, что какого-либо расчета и пояснений к сумме задолженности в названном размере организацией не представлено. Ежегодно в течение периода, за который признана задолженность, в тариф МУП "Сервис Плюс" включались плановые расходы на оплату услуг ООО "СТОК", а также подтвержденные расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования. Отсутствие расчета суммы задолженности не позволяет соотнести ее с соответствующими периодами регулирования тарифов, установить причины образования задолженности (в том числе установить наличие либо отсутствие зависимости причин образования задолженности от регулируемой организации, ее действий, бездействия) и определить действительные экономически обоснованные расходы, не учтенные в соответствующих периодах регулирования.
Суд соглашается с позицией Департамента исходя из следующего.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В соответствии с абзацем 21 пункта 2 Основ ценообразования под экономически обоснованными расходами, не учтенными при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования, понимаются расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом.
В данном случае экономическая обоснованность заявленных неучтенных расходов, как верно указал орган регулирования, не подтверждена.
Наличие судебного решения в рамках спора о взыскании задолженности за оказанные услуги само по себе не является безусловным основанием для включения взысканных сумм в тариф для потребителей МУП "Сервис Плюс", принимая во внимание, что оценка экономической обоснованности расходов регулируемой организации осуществляется органом регулирования на основании норм специального законодательства в рамках установления для нее регулируемых цен (тарифов).
Административным истцом не оспаривалось, что в обоснование уточненной тарифной заявки материалы, которые бы содержали расчет суммы убытков, выполненный исходя из данных о фактических объемах отведенных сточных вод и ценовых показателей с указанием конкретных периодов, за которые сложились такие убытки, причины, по которым данные убытки образовались, представлены не были.
Представленное организацией постановление Второго арбитражного апелляционного суда таких сведений не содержит, в связи с чем оценить экономическую обоснованность заявленных неучтенных расходов органу регулирования не представилось возможным.
Вместе с тем Департаментом проведен анализ данных по фактическим расходам на оплату услуг по очистке сточных вод ООО "СТОК", представленных в материалы тарифных дел на 2022 год и 2023 год.
Так, по материалам тарифного дела по установлению тарифов на 2022 год следовало, что фактические расходы на оплату услуг по очистке сточных вод ООО "СТОК" за 2020 год указаны заявителем в размере 2662,661 тыс. руб., при этом в качестве неучтенных расходов за 2020 год МУП "Сервис Плюс" заявило лишь 1161,794 тыс. руб.
Упомянутая сумма сложилась исходя из годового объема очищаемых ООО "СТОК" сточных вод в объеме 81,441 тыс. куб. м, при том что фактический объем отведенных МУП "Сервис Плюс" стоков от собственных потребителей указан заявителем в размере 35,460 тыс. куб. м.
То есть объем фактически очищенных ООО "СТОК" сточных вод значительно превысил объем фактического полезного отпуска МУП "Сервис Плюс".
В материалах тарифного дела на 2023 год в смете фактических расходов также заявлена сумма за 2021 год в размере 2338,106 тыс. руб.
В материалы дела представлены счета на оплату услуг ООО "СТОК" за январь - октябрь 2021 года на сумму 2192,741 тыс. руб. исходя из объема очищаемых сточных вод 65,759 тыс. руб., при этом фактический объем отведенных МУП "Сервис Плюс" стоков от собственных потребителей за полный 2021 год указан заявителем в размере 36,168 тыс. куб. м.
Таким образом, из представленных материалов усматривается ежегодная тенденция существенного превышения фактических объемов очищенных ООО "СТОК" сточных вод над фактическим объемом сточных вод принятых МУП "Сервис Плюс" от потребителей.
Причин сложившейся ситуации МУП "Сервис Плюс" в тарифной заявке не приведено.
В судебном заседании представители МУП "Сервис Плюс" также не смогли пояснить, в результате чего объем принятых от потребителей сточных вод не соответствует объему стоков переданных на очистку в ООО "СТОК".
К общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения Закон о водоснабжении и водоотведении в части 2 статьи 3 относит, в частности, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4); установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 5).
Поскольку причинами образования неучтенных стоков могут быть, в том числе, незаконные подключения к канализационным сетям, неконтролируемый слив жидких бытовых отходов в канализацию лицами, оказывающими ассенизаторские услуги, что в свою очередь является результатом отсутствия должного контроля либо бездействия со стороны ресурсоснабжающей организации МУП "Сервис Плюс", Департамент, соблюдая указанные принципы, в отсутствие допустимого технического и экономического обоснования образования столь значительных неучтенных объемов сточных вод, правомерно не принял как экономически обоснованные заявленные истцом расходы для включения в тариф для добросовестных потребителей.
Возложение бремени таких экономически не обоснованных расходов на потребителей путем включения в тариф привело бы к нарушению общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения и противоречить целям государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, одной из которых является обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2022 года в„– 53-к/1 "О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ в сфере водоотведения для МУП "Сервис Плюс", осуществляющего деятельность в Вичугском муниципальном районе" федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем не подлежит признанию недействующим.
Основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного предприятия "Сервис Плюс" о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2022 года в„– 53-к/1 "О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ в сфере водоотведения для МУП "Сервис Плюс", осуществляющего деятельность в Вичугском муниципальном районе" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
СТЕПАНОВА Л.А.

Мотивированное решение составлено 4 сентября 2023 года.


------------------------------------------------------------------