Типы документов



Решение Ивановского областного суда от 22.06.2023 по делу N 3а-27/2023 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующим пункта 2 статьи 8.10 Закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" > Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2023 г. по делу в„– 3а-27/2023

УИД 37OS0000-01-2023-000041-61

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 27 июня 2023 г.

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Пластовой Т.В.,
при секретаре С.И.
с участием прокурора Куприяновой М.С.,
а также истца Г.Р., ее представителя адвоката Мута В.В.,
представителей: административного ответчика Ивановской областной Думы по доверенности П.Н. и П.А., заинтересованного лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ивановского областного суда (г. Иваново, ул. Арсения, дом 3) административное дело по административному исковому заявлению Г.Р. к Ивановской областной Думе о признании недействующим в части п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 г. в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области" в редакции изменений, внесенных Законом Ивановской области в„– 101-ОЗ от 27 декабря 2021 г.,

установил:

Административный истец Г.Р. обратилась в Ивановский областной суд с административным иском к Ивановской областной Думе о признании недействующим в части п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 г. в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области" в редакции изменений, внесенных Законом Ивановской области в„– 101-ОЗ от 27 декабря 2021 г.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Г.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вступившим в законную силу решением Ивановского районного суда Ивановской области от 23 июня 2020 г. на Администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области возложена обязанность предоставить Г.Р. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 14 кв. м на территории Лежневского муниципального района Ивановской области в срок не позднее 31 декабря 2020 г.
26 февраля 1997 г. Законодательным собранием Ивановской области принят Закон Ивановской области в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области". Начало действия документа 15 марта 1997 г. (далее Закон Ивановской области в„– 7-ОЗ).
Ивановской областной Думой 27 декабря 2021 г. в Закон Ивановской области от 14.03.1997 в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" (в действующей редакции) Законом в„– 101-ОЗ были внесены следующие изменения: ...
дополнено статьей 8.10 следующего содержания: ...
Пункт 2: Получателями единовременной социальной выплаты являются лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, состоящие в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона (далее - граждане, список), при условии отсутствия принятого в отношении их решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выразившие согласие на получение единовременной социальной выплаты.
По мнению административного истца, включение в пункт 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области в„– 7-ОЗ условия о том, что получателями единовременной социальной выплаты являются лица ... при условии отсутствия принятого в отношении их решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... противоречат правам и гарантиям, предусмотренным Конституцией РФ на жилище, на судебную защиту, на защиту материнства и детства, а также положениям Федерального закона в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Административный истец Г.Р. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, а внесенное Законом Ивановской области в„– 101-ОЗ условие об отсутствии принятого в отношении лица судебного акта об обеспечении жилым помещением препятствует истцу реализовать свое право на жилище путем возможности получения единовременной социальной выплаты.
Просила суд:
признать недействующим п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 г. в„– 7-ОЗ ч. 3 ст. 1 Закона Ивановской области в„– 101-ОЗ от 07 декабря 2021 г. "О внесении изменений в Закон Ивановской области в„– 7-ОЗ в части, содержащей условие: " ... при условии отсутствия принятого в отношении их решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,.." как несоответствующей законодательству Российской Федерации;
обязать административного ответчика исключить слова "при условии отсутствия принятого в отношении их решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,..." из п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области в„– 7-ОЗ, установив срок исполнения решения суда в порядке, определенном ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В судебном заседании административный истец Г.Р. и ее представитель Мут В.В. доводы административного иска поддержали, указывая, что просят признать недействующим п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области в„– 7-ОЗ с момента принятия с 23 декабря 2021 г. Истец также пояснила, что исполняя решение Ивановского районного суда Ивановской области об обеспечении ее жилым помещением, ей предлагали жилое помещение в с. <адрес> муниципального района Ивановской области. Однако, предложенный вариант истца не устроил, поскольку в настоящее время истец со своей семьей: мужем и двумя малолетними детьми проживает в <адрес>, где ее дети посещают детские учреждения, истец и ее супруг трудоустроены, в связи с чем, от предложенного варианта истец отказалась. Исполнительный лист в службу судебных приставов не предъявляла. Процедуру и порядок принятия оспариваемого Закона не оспаривали. Представитель Мут В.В. указывал, что принятое законоположение противоречит Уставу Ивановской области.
Представители административного ответчика Ивановской областной Думы по доверенностям П.Н. и П.А. с административным иском не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что статьей 5 Федерального закон от 21.12.1996 в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон в„– 159-ФЗ) предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оспариваемый Г.Р. Закон принят в рамках полномочий, предусмотренных пп. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон в„– 159-ФЗ), Федеральным законом в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и не содержит законоположений, противоречащих действующему законодательству. Так же указывали, что Г.Р. реализовала свое право путем предъявления иска в суд и наличием вынесенного судебного решения, которым на Администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения. Исполнение решения суда предметом настоящего иска не является. Принятое законоположение, которое оспаривает истец, направлено на исключение возможности задвоения получаемой льготы, как в виде предоставления жилого помещения, так и в виде единовременной социальной выплаты.
Представитель заинтересованного лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности И.А. с доводами административного иска не согласилась, сославшись на позицию, изложенную в возражениях на иск. Указывала, что в соответствии с Законом Ивановской области в„– 7-ОЗ полномочия по однократному обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, на реализацию переданных государственных полномочий предоставляются субвенции. В соответствии со ст. 8.10 Закона Ивановской области в„– 7-ОЗ в качестве альтернативы установлен дополнительный вид социальной поддержки в виде однократного предоставления единовременной социальной выплаты. В соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 22 февраля 2022 г. в„– 75-П, предоставление единовременной социальной выплаты осуществляется Департаментом социальной защиты населения Ивановской области (далее - Департамент). Департамент не может являться ответчиком по исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений ввиду отсутствия соответствующих полномочий. Указанная дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты была введена в качестве альтернативного варианта решения жилищной проблемы детей-сирот и имеет ограниченный круг заявителей. Для закупки жилья для указанной категории граждан Лежневскому муниципальному району Ивановской области выделяются денежные средства в виде субвенций. В связи с тем, что решением суда на Администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением, функции обеспечения единовременной социальной выплатой возложены на Департамент, то истец при наличии судебного решения об обеспечении жилым помещением, не может быть получателем указанной выплаты.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация) по доверенности Ш.Е. не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, доказательств уважительности неявки суду не представила. Ранее в судебном заседании с доводами административного иска Г.Р. не соглашалась, указывала в письменном отзыве, что в Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области имеется неисполненное решение Ивановского районного суда Ивановской области по делу в„– 2-1102/2020 от 23 июля 2020 г. об обеспечении Г.Р., имеющей статус лица из категории детей-сирот, благоустроенным жилым помещением. Исполняя решение суда Администрацией истцу предлагались жилые помещения, расположенные в с. <адрес>, от которых она отказалась. Лежневскому муниципальному району Ивановской области предоставляются субвенции на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц, в 2022 и 2023 году проводились электронные аукционы на покупку жилья, которые не состоялись по причине отсутствия заявок. Администрация предпринимает все меры для обеспечения Г.Р. жилым помещением.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных актов, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с Уставом Ивановской области, принятым Ивановской областной Думой 29 января 2009 г. (далее - Устав), Ивановская областная Дума является постоянно действующим представительным и единственным законодательным однопалатным органом государственной власти Ивановской области. Ивановская областная Дума является преемником политики представительных органов Ивановской области как субъекта Российской Федерации: Законодательного Собрания Ивановской области и Ивановского областного Совета народных депутатов. (статья 46 Устава).
В силу ст. 55 Устава Ивановская областная Дума: ... 3) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Ивановской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Ивановской области... Законом Ивановской области регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ивановской области к ведению и полномочиям Ивановской области.
Законом Ивановской области от 18.04.2005 в„– 72-ОЗ (ред. от 30.01.2023) "О законодательном процессе в Ивановской области" предусмотрен порядок внесения, рассмотрения проектов законов Ивановской области, принятия, подписания, опубликования и вступления в силу законодательных актов Ивановской области.
Положениями вышеуказанного Закона Ивановской области предусмотрено, что законопроекты разрабатываются субъектами права законодательной инициативы (ст. 5). Статьей 6 Закона предусмотрен перечень документов представляемых в Ивановскую областную Думу при внесении законопроектов области, к числу которых, в том числе относятся: ... текст проекта закона области, ... пояснительная записка к проекту закона области, ... заключение Губернатора Ивановской области, ... обязательные сведения об антикоррупционной экспертизе проекта закона, представляемые субъектом права законодательной инициативы, и возможные данные о независимой антикоррупционной экспертизе...
Рассмотрение законопроекта в первом и втором чтениях, предусмотрены положениями ст. 9 и 11 указанного Закона.
Обнародование закона Ивановской области осуществляется в соответствии с Уставом Ивановской области (ст. 14).
Статьей 17 Закона Ивановской области от 18.04.2005 в„– 72-ОЗ (ред. от 30.01.2023) "О законодательном процессе в Ивановской области" Устав Ивановской области, закон Ивановской области вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими Уставом Ивановской области, законом Ивановской области не установлен другой порядок вступления их в силу.
Законодательным собранием Ивановской области принят Закон Ивановской области от 14 марта 1997 г. в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области".
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Ивановской области" 15 марта 1997 г. в„– 5 (71) (подписано в печать 20 марта 1997 г.). Текст редакции от 10 ноября 1998 г. опубликован в издании "Законы Ивановской области и документы Законодательного собрания" июнь 1999 в„– 7 (32).
Ивановской областной Думой 27 декабря 2021 г. в Закон Ивановской области от 14.03.1997 в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" (в действующей редакции) Законом в„– 101-ОЗ были внесены следующие изменения: ...
дополнено статьей 8.10 следующего содержания: ...
Пункт 2: Получателями единовременной социальной выплаты являются лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, состоящие в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона (далее - граждане, список), при условии отсутствия принятого в отношении их решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выразившие согласие на получение единовременной социальной выплаты.
Закон Ивановской области от 27 декабря 2021 г. в„– 101-ОЗ прошел следующие этапы: внесенный Губернатором Ивановской области проект Закона Ивановской области "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" зарегистрирован в Ивановской областной Думе 02 декабря 2021 г., в этот же день направлен на заключение в Контрольно-счетную палату Ивановской области, прокуратуру Ивановской области, Управление Минюста по Ивановской области. На законопроект поступили заключения и 08 декабря 2021 г. законопроект был рассмотрен на заседании Комитета Ивановской областной Думы по социальной политике. 10 декабря 2021 г. в связи с поступившими замечаниями в соответствии со ст. 9 Закона Ивановской области в„– 72-ОЗ принят в первом чтении. После составления таблицы поправок 14 декабря 2021 г. законопроект направлен на заключение Губернатору Ивановской области, таблицы поправок направлены в контролирующие органы. После поступления заключений на таблицу поправок 21 декабря 2021 г. законопроект рассмотрен на заседании ответственного комитета и 23 декабря 2023 г. во втором чтении указанный законопроект был принят.
В соответствии со ст. 68 Устава Ивановской области Закон направлен Губернатору Ивановской области 23 декабря 2021 г., 27 декабря 2021 г. Закон подписан Губернатором Ивановской области.
28 декабря 2021 г. Закон Ивановской области в„– 101-ОЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
01 января 2022 г. Закон Ивановской области в„– 101-ОЗ вступил в силу после официального опубликования в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 62 Устава Ивановской области.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения правовых экспертиз на этапе рассмотрения законопроекта Ивановской областной Думой, замечаний к оспариваемому административным истцом положению п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области в„– 7-ОЗ, ни у Губернатора Ивановской области, ни у правового управления Ивановской областной Думы, Контрольно-счетной палаты Ивановской области, Управления Минюста по Ивановской области, прокуратуры Ивановской области, не имелось.
В подтверждение соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в редакции от 27 декабря 2021 г. административным ответчиком представлены пояснительные записки, содержащие обоснования принятых решений, и листы согласования.
Поскольку проведение публичных слушаний или общественных обсуждений, проведение общественной экспертизы при принятии оспариваемого нормативного правового акта, ни федеральными законами, ни законами Ивановской области не предусмотрено, то ссылка на это представителя истца является несостоятельной. Нарушений ст. ст. 62 и 68 Устава Ивановской области при рассмотрении дела не установлено.
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят Ивановской областной Думой в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований к форме, процедуре принятия, опубликования, и административным истцом по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела также следует, что административный истец Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно выписке из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Г.Р. поставлена на учет по Лежневскому муниципальному району Ивановской области, номер в очереди N.
Вступившим в законную силу решением Ивановского районного суда Ивановской области от 23 июня 2020 г. на Администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области возложена обязанность предоставить Г.Р. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 14 кв. м на территории Лежневского муниципального района Ивановской области в срок не позднее 31 декабря 2020 г. До настоящего времени Г.Р. жилое помещение не предоставлено. Из материалов дела следует и не оспаривалось административным истцом, что исполнительный лист в службу судебных приставов для принудительного исполнения она не подавала. Указанные выше обстоятельства подтверждены материалами дела, участниками процесса не оспаривались.
Таким образом, оспариваемое истицей законоположение - п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области в„– 7-ОЗ затрагивает интересы административного истца как субъекта отношений, регулируемых оспариваемым правовым актом.
С учетом изложенного, Г.Р. является субъектом спорных правоотношений и имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 г. в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области" в редакции изменений, внесенных Законом Ивановской области в„– 101-ОЗ от 27 декабря 2021 г. в части " ... при условии отсутствия принятого в отношении их решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,..".
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Пунктом 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", вступившего в законную силу с 1 января 2023 г., решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
То есть, по указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право осуществлять собственное правовое регулирование. Собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов может самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях неурегулирования в федеральном законе тех или иных общественных отношений, при этом должны быть соблюдены конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне урегулированы, в том числе, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 3 которого определено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем (п. п. 1, 4, 5, 7, 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 в„– 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Статьей 5 указанного Федерального закона в„– 159-ФЗ предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; аналогичные нормы были закреплены в статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также нашли свое закрепление и в Федеральном законе от 21 декабря 2021 г. в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Федерального закона в„– 414-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансовое обеспечение полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законом Ивановской области от 14 марта 1997 г. в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" в Ивановской области урегулированы отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Ивановской области.
В соответствии с п. 2 ст. 8.10 указанного Закона, введенного в действие Законом Ивановской области от 27 декабря 2021 г. в„– 101-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области", было утверждено оспариваемое истцом в части законоположение о том, что получателями единовременной социальной выплаты являются лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, состоящие в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона (далее - граждане, список), при условии отсутствия принятого в отношении их решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выразившие согласие на получение единовременной социальной выплаты.
Во исполнение вышеуказанных требований в соответствии с Законом Ивановской области от 14.03.1997 в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" Правительством Ивановской области Постановлением в„– 75-п от 22 февраля 2022 г. утвержден Порядок предоставления единовременной социальной выплаты, который устанавливает правила предоставления дополнительного вида социальной поддержки лиц. При этом, осуществление единовременной социальной выплаты осуществляется Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и является в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области в„– 170-п от 27 июня 2008 г. государственной услугой.
Таким образом, из анализа вышеприведенных законоположений следует, что финансирование указанных полномочий по предоставлению единовременной социальной выплаты в рассматриваемом случае не является обязанностью субъекта Российской Федерации, возложенной на него федеральным законодательством, и осуществляется субъектом при наличии такой финансовой возможности.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое законоположение в части предоставления единовременной социальной выплаты возможно лишь тем лицам из категории детей-сирот, в отношении которых отсутствует принятое в отношении их решение суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право Г.Р. на жилище, и противоречит положениям Федерального закона в„– 159-ФЗ, судом во внимание приняты быть не могут.
Федеральный закон в„– 159-ФЗ в статье 8 предусмотрел дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено в судебном заседании Г.Р., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и состоящая в списках детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Таким образом, Российская Федерация, как социальное государство, уважая человека, его права и свободы взяла обязательство через свои органы власти обеспечить Г.Р. жилым помещением.
Административный истец Г.Р. реализовала свое право как на судебную защиту, так и на жилое помещение путем предъявления иска в суд о понуждении Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вступившим в законную силу решением Ивановского районного суда Ивановской области от 23 июня 2020 г. на Администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области возложена обязанность предоставить Г.Р. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 14 кв. м на территории Лежневского муниципального района Ивановской области в срок не позднее 31 декабря 2020 г.
То обстоятельство, что до настоящего времени решение Ивановского районного суда Ивановской области от 23 июня 2020 г. не исполнено, Г.Р. жилое помещение не предоставлено, не является основанием для удовлетворения административного иска в части признания недействующим оспариваемого законоположения. При этом не имеется оснований полагать, что нарушение прав Г.Р. в результате неисполнения данного решения обусловлено наличием в оспариваемом ею нормативном правовом акте указанных ею положений.
Как уже указывалось выше оспариваемое административным истцом законоположение о том, что мера дополнительной социальной поддержки в виде предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрена лишь определенной категории лиц из числа детей-сирот, при отсутствии в отношении их принятого решения суда об обеспечении жилым помещением, положениями федерального законодательства (Жилищного кодекса РФ, Федерального закона в„– 159-ФЗ) не предусмотрена, является дополнительной мерой, финансируемой из бюджета субъекта. Установление условий, при которых подлежит выплате единовременная социальная выплата, при ее финансировании из бюджета субъекта, также является прерогативой самого субъекта, который данную меру предусмотрел.
Доводы административного истца о том, что площадь предоставляемого истцу жилого помещения в соответствии с решением суда менее нормы предоставления жилой площади с учетом наличия у истца супруга и двоих малолетних детей, что влечет нарушение прав не только истца, но и членов ее семьи, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку ни супруг истца, ни ее дети субъектами правоотношений, на которых распространяется действие Федерального закона в„– 159-ФЗ и Закона Ивановской области в„– 7-ОЗ, не являются. Предоставление жилого помещения Г.Р. является адресной помощью истцу, как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот, и создание истцом семьи не может повлечь за собою увеличение площади предоставляемого жилого помещения.
Оспариваемое истцом законоположение не повлечет за собой нарушение либо ограничение права на получение жилого помещения лицами из категории детей-сирот, а лишь предоставит им возможность получения дополнительной меры поддержки для приобретения жилого помещения с последующим исключением из списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При этом, суд учитывает, что причинами побудившими принять оспариваемое законоположение явилось то, что в Ивановской области государственные полномочия по обеспечению лиц из числа детей-сирот переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, для реализации чего на средства субвенций из регионального бюджета осуществляется закупка жилых помещений. Практика закупочных компаний показала недостаточность на рынке недвижимости региона необходимых жилых помещений, а также отсутствие заинтересованных продавцов в участии в процедурах, предусмотренных Федеральным законом в„– 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. Предложенный механизм предусмотрел право выбора гражданина как на обеспечение его жилым помещением либо получением выплаты, в целях последующей возможности приобретения жилья по договору купли-продажи, договору долевого участия в строительстве, с привлечением средств материнского капитала, заемных денежных средств, собственных денежных средств. Принятие Закона позволило применять вариативные формы реализации прав указанной категории граждан на обеспечение жильем и способствовало сокращению очередности лиц данной категории. В целях исключения возможных злоупотреблений при реализации данного права на выплату был введен ряд ограничений, одной из которых является отсутствие судебного решения об обеспечении жилым помещением, поскольку в противном случае имеется возможность задвоения получаемой меры социальной поддержки.
При этом суд отмечает, что действующий механизм защиты, как жилищных прав, так и реализация прав, связанных с исполнением судебного акта, установленных действующим законодательством, предоставляет административному истцу право выбрать иные адекватные способы судебной защиты нарушенных прав.
Проверка нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем не может быть осуществлена судом в рамках настоящего административного спора.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого законоположения нормам Устава Ивановской области, принятого Ивановской областной Думой 29 января 2009 г., в части Основ правового статуса Ивановской области о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью Ивановской области (ст. 2 Устава), органы государственной власти Ивановской области осуществляют взаимодействие с населением в целях устойчивого развития Ивановской области, благополучия и процветания его населения, сохранения благоприятной окружающей среды (ст. 3), в части Прав и свобод человека и гражданина о том, что права и свободы человека и гражданина гарантируются (ст. 11), каждый имеет право на социальную защиту (ст. 13), в части Социально-экономического развития Ивановской области, о том, что органы государственной власти Ивановской области обеспечивают социально-экономическое развитие Ивановской области (ст. 22), политика Ивановской области в сфере социального развития Ивановской области направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 26), о гарантиях социального развития (ст. 27), о принципах социальной защиты (ст. 29), своего подтверждения в судебном заседании не нашли, доказательств обратного в соответствии с положениями ст. 62, 213 КАС РФ материалы дела не содержат, административным истцом суду не представлено.
При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части нормативный правовой акт Ивановской области не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия и опубликования и прав административного истца не нарушает. В этой связи и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления Г.Р. не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Г.Р. к Ивановской областной Думе о признании недействующим в части п. 2 ст. 8.10 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 в„– 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области", в редакции изменений, внесенных Законом Ивановской области в„– 101-ОЗ от 27 декабря 2021 г., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
ПЛАСТОВА Т.В.


------------------------------------------------------------------